Что посмотреть на фестивале в Анси?
Штудируем программу
к открытию фестиваля

автор: Дина Годер

Перед началом фестиваля в Анси каждый год я зарываюсь в его программу, чтобы понять, на что надо заказывать билеты. Количество программ растет, уже давно понятно, что всего не увидеть даже, если сидеть в кинотеатре с раннего утра до глубокой ночи все дни, как я обычно и делаю. Но все-таки, что я ни в коем случае не хочу пропустить? Разложу этот пасьянс перед вами.

Для затравки вот фестивальный тизер

В этом году его сняла студия TeamTO, использовав главного героя своего сериала Анджело. Пока это вегетарианский вариант, а сам партнерский ролик, который все дни крутят перед каждой программой, будет полон всяких фокусов, выводящих на экран имена спонсоров и партнеров.
Фестивальный постер в этом году сделал квебекский иллюстратор и автор графических романов Паскаль Бланше, взяв за образец классические плакаты путешествий 30-х годов, ведь савойский городок на берегу озера Анси в окружении гор всегда был приманкой для туристов.
Теперь к программе. Номер один для меня всегда – 5 подборок коротких метров, которые я смотрю по одной в день. От России в этом блоке только дебютный фильм Полины Федоровой «Бирюк». В остальном очень много неизвестных мне имен, но я жду и новые фильмы знакомых режиссеров: "День электрика" Володи Лещева из Латвии, "Праздник" Никиты Дьякура из Германии, "Невозможные фигуры и другие истории 3" Марты Пайек из Польши, La Chute Бориса Лаббе из Франции, Maria ja 7 pöialpoissi Рихо Унта из Эстонии, Ride англичанина Пола Буша, «Звонок» Анки Дамиан из Румынии, Žltá Иваны Шебестовой из Словакии.

Кроме этих 5 подборок в конкурс в последние несколько лет включают программу экспериментальных короткометражек Off-Limits, в котором, в частности, будет уже прогремевшее Everything Дэвида О'Рэйли. Но, кажется, главный герой короткометражной программы в этом году неизвестный мне американец Джон Морена, у которого взяли кучу коротеньких фильмов в конкурс. В экспериментальном стоит двухминутный Home: A Portrait of New York City (он пишет, что это портрет №7 из 52-х, что он снял в 2017-м году), а в короткометражных – еще 5 минутных, видимо, тоже про Нью-Йорк.

С прошлого года к короткометражному конкурсу добавили еще блок из 2-х подборок под названием «Перспективы» - это фильмы молодых авторов. Меня в этой программе очень интересует фильм Worth Every Penny, его сняли студенты израильского колледжа Сапир на основе сайта, где мужчины оставляют отзывы о проститутках, а женщины – о клиентах, причем все истории сняты в разных техниках. Я видела этот фильм в Тель-Авиве, но без перевода мало что поняла, а теперь надеюсь посмотреть с субтитрами. Еще там будет фильм Мамуки Ткешелашвили из Грузии «Рыбак и девочка», в Грузии почти не снимают мультфильмы, я очень рада, что его взяли, там много красивого в технике.

Еще одна новинка, появившаяся в прошлом году – специальная программа для «Молодой публики». Именно в этой подборке больше всего фильмов из России. Судя по программе, имеется в виду молодежь всех возрастов, от самых маленьких (для них новый традиционный веселый сюжет от Юлии Окер из Германии, в этот раз про муравья, и союзмультфильмовский «Хочу жить в зоопарке» Жени Голубевой) до вполне взрослой «Теории заката» Романа Соколова, «Виват, мушкетеры» Антона Дьякова для любых возрастов и «Бруклинского бриза» Леши Будовского, в котором тоже нет ничего специально для юношества. Кстати, в этой же программе будет фильм, который очень хочется увидеть – Link, который снял Роберт Лебель из Германии, тот самый автор хита «Ветер», появившегося несколько лет назад.

Всегда обязательное для меня в короткометражном конкурсе – студенческие фильмы. Их 4 программы. Это все новые имена, так что тут можно разве что рассчитывать на некоторые особенно крутые школы, в последнее время поставляющие отличных выпускников, как англичане, например. Кстати, несколько студенческих фильмов из этой программы мы уже показали на прошлом БФМ, два в подборке учеников Пярна - A Table Game (Nicolás PETELSKI MESON) и Muteum (Äggie Pak Yee LEE), а Barbeque студентки из Англии Jenny JOKELA – в «женской» программе. Еще мне очень нравится курсовой фильм польской студентки Marta MAGNUSKA «Инородное тело», так что очень интересно будет посмотреть ее диплом Inny.

Вот эти 13 программ для меня обязательные (насчет детской еще подумаю). Спасибо, что хоть внеконкурсного короткого метра больше нет.

Дальше в конкурсном коротком метре идет раздел заказной анимации и ТВ. Единственный сборник прикладной ( реклама, клипы, образовательное кино), я всегда смотрю, в нем как правило много интересного. Но в этот раз думаю, что в цейтноте можно будет и пропустить, поскольку заказные работы делаются не для фестивалей и как правило уже есть в сети. Особенно интересно, когда там встречаешь знакомые имена режиссеров, которых мы знаем по авторской анимации, они снимают заказы, часто используя в них свои авторские находки. В этот раз вижу в программе Себастьяна Лауденбаха, который пару лет назад был в Анси с полным метром по сказке «Девушка без рук», скучноватым, но с красивой, непопсовой графикой – тут он ее использует. Моя любимая, именно по заказным работам, британка Анна Гинзбург (может, помните ее док «Интимные места») сняла клип. Словенка Шпела Чадеж сделала удивительную вещь - сняла для Netflix кукольный дайджест игрового сериала Orange is the New Black для продвижения пятого сезона. Француженка Мойя Жобен-Паре в своей эффектной экспериментальной манере сделала ролик для фестиваля Tricky Women. А для нас, конечно, главное, что в конкурс попал лихой ролик последнего Крока «Абсолют Волга», сделанный на индийской студии EEKSAURUS под руководством Суреша Эрията.

Что касается телевизионных программ, то, честно скажу, попадаю на них только, если остается время, в этот раз не похоже, чтобы это получилось, но на всякий случай изучаю, что там покажут. Всего, как обычно, 4 программы, разбитые по возрастам от младших детей к взрослым. От России тут есть только «Пиратская школа» Алексея Лебедева (того самого, который писал сценарии для «Смешариков» и снимал «Атомный лес». А теперь он делает сериал для СМФ) – «Если наступит завтра». Сразу вижу, что есть мой любимец Николя Дево из Франции со своими очень реалистическими 3Д животными, которые занимаются спортом. «Athleticus "Trampoline synchronisé» и «Anneaux en gymnastique artistique». Из того, что я бы посмотрела, судя по описаниям и картинке, есть бразильский Angeli the Killer "A Crazy Love's Delirium" про аниматора, где в технике указано буквально все: куклы, 2Д компьютер, живые актеры, пластилин. Французский образовательный сериал Culte: Lecteurs sous influence "1984", который рассказывает про культовые книжки, меняющие жизнь людей. В программе будет фильм про Оруэлла «1984». Еще я со своей любовью к документальному постараюсь увидеть французский сериал Les Cahiers d'Esther "La Guerre de cent ans" \ Esther's Notebooks "The Hundred Years War" с рассказами о своей жизни девочек, которым было 10 лет в 2014-м. Это портрет обычного времени, как я поняла, что особенно ценно сегодня, когда куча доканимации делается по детским рассказам, но в основном о трагических временах, войнах и тоталитаризме. Понятно, что все захотят посмотреть новый сериал про поросенка–смотрителя маяка, сентиментальная короткометражка о нем имела большой успех и теперь появился сериал PIG: The Dam Keeper Poems, из него покажут 2 серии: "Yellow Flower" и "Hello Nice to Meet You" . При возможности посмотрю детский 3Д английский ТВ-спешиал про жадную крысу The Highway Rat, британские спец-проекты в последние годы были лучше всех. Ну и конечно американский синефильский пародийный кукольный ТВ-спешиал (он, кстати, есть в сети) The Robot Chicken Walking Dead Special: Look Who's Walking.

И еще одна короткометражная опция, уже внеконкурсная, но тем не менее требующая нашего внимания: VR@ANNECY. Она существует уже несколько лет, пока искусства в этой области не много, но думаю, что скоро это направление нас удивит и не только технологиями. В этом году в VR-программе – 11 фильмов, их крутят по 2-3 в день, всего пять сеансов. Один из них, кстати, включает два фильма в жанре «за кулисами съемок» - про «Остров собак» (у нас ее только что показывали в VR-программе фестиваля Beat film – оказалось, что это очень личный рассказ собачек о себе, в то время, как "за спиной" зрителя бегают аниматоры), а второй – и это особенно интригует – первый взгляд на еще не снятый фильм «Гимназия» Криса Лави и Мацека Щербовски (те, что снимали «Мадам Тутли-Путли»). Оба ролика, правда, короткие, но, судя по картинкам, ничего более интересного по дизайну нам не покажут, хотя будут какие-то интересные разработки на грани с играми. Меня, например, заинтересовал 20-минутный канадский «Музей симметрии».

Возвращаемся к конкурсу – теперь уже к полным метрам, похоже, что год оказался по этой части необычайно урожайным – 10 фильмов в конкурсе и 15 вне конкурса, такого еще не бывало.

Начнем с конкурса. Тут мой выбор:

1. «Седер-Мазохизм» Нины Пейли (которая сняла «Сита поет блюз» и этот фильм тоже снимала одна). Теперь ее насмешливый взгляд устремлен на историю Исхода, рассказанную со слов Моисея, Аарона, Иисуса, Ангела смерти и папы режиссера. Опять смешаны техники и все положено на музыку – я в последние годы следила по фейсбуку за тем, как Нина снимала фильм, обсуждая его с читателями и выкладывала его эпизоды, тут же становившиеся хитами, как клипы, так что мне особенно интересно, как это все превратится в цельный фильм.

2. The Breadwinner\ «Добытчица» (реж. Nora TWOMEY) – про это кино уже можно не рассказывать, приключения смелой девочки в талибском Афганистане, снятые ирландскими создателями «Тайны Келлс» и «Песен моря» заведомо всех интересуют, но я, думаю, что пропущу.

3. Чилийский фильм La casa lobo, судя по всему что-то страшное про девушку, скрывающуюся в ужасном доме от религиозных фанатиков, выбираю за картинку, которая выглядит очень эффектно – анимированные объекты, фотографии и тд.

4. Чилийский Virus Tropical режиссера Santiago CAICEDO - феминистская история девушки, живущей между Эквадором и Колумбией, не похожа на массовую продукцию со своей немного самодельной черно-белой картинкой и уже этим интересна.

5. И последняя – канадская Wall (реж. Cam CHRISTIANSEN) про современного британского драматурга Давида Харе, который путешествует по Израилю и Палестине, изучая их, то есть тоже док. Сказано, что он снят в «оригинальной технике», то есть как-то необычно, хотя по изображению мне кажется, что главным образом тут используется обработанная живая съемка. Этот фильм тоже хочу посмотреть, хотя по ролику похоже, что в разговоре о политике тут опять идет игра в одни ворота. В общем, в конкурсе для меня приоритетные – два околоеврейских сюжета.

Заранее хочу сказать, что многочисленные японские приключения девочек и мечтательных детей, как и трехмерные приключения домашних животных разных национальностей меня мало интересуют, а их в полнометражных программах хватает. Пока я не видела фильма, он меня может заинтересовать оригинальным дизайном или темой, коммерция меня не увлекает, так что скорее всего самое зрительское кино я пропущу. На всякий случай скажу, что в кроме того, что я назвала, в полнометражном конкурсе покажут Funan – историю камбоджийской девушки во время режима красных кхмеров (качество истории мне неизвестно, а картинка очень заурядная), итальянский Gatta Cenerentola – что-то вроде Золушки в будущем, тоже на вид для меня интереса не представляет : мафиозные мужчины с усиками, грудастые дамы, пистолеты и погони. Две японские истории про детство – Mirai и Okko's Inn , а также бразильская про мальчика, который спасает мир от эпидемии - Tito e os Pássaros.

Теперь насчет внеконкурса, где, кстати, есть целых два российских фильма – наш союзмультфильмовский долгострой «Гофманиада», наконец-то вышедший на экраны и «Смешарики. Дежа вю». Для меня, конечно, номером один в этом блоке идет «Капитан Мортен и паучья королева» ее по своей детской книжке с собственными же картинками снял наш любимый эстонский друг Каспар Янцис (он даже делал для БФМ ролик несколько лет назад) и его кукольный фильм очень близок к его дизайну.

Еще во внеконкурсе в Анси будет удивительная вещь - полнометражный абстрактный фильм Джоанны Пристли North of Blue (якобы вдохновленный ландшафтами крайнего севера). Мне бы очень хотелось пойти, хотя, конечно, такое кино надо смотреть не посреди беготни по сеансам, а, расслабившись.

Меня интересует док анимация и тут есть швейцарский фильм Chris the Swiss ( реж. Anja KOFMEL), режиссер сняла его о своем двоюродном брате-журналисте, чье тело 20 лет назад во время войны в Хорватии назад было обнаружено в форме международного наемника. Аня соединяет док кадры и рисованную анимацию, что очень принято сегодня, пытаясь разобраться, что привело швейцарского благополучного парня на эту войну.

Политических сюжетов в полнометражной программе Анси не меньше, чем чисто развлекательных, коммерческих. Вот еще французский фильм и явно в какой-то степени анимадок - Un homme est mort режиссера Olivier COSSU – сюжет про рабочие волнения, организованные профсоюзами во французском городе Бресте в 1950-м, на экране жесткое противостояние рабочих с полицией, которое снимает известный левый кинодокументалист Рене Вотье (он умер в 2015-м, возможно, это стало толчком для съемок). Еще один политический сюжет (уж не знаю, можно ли его считать документальным, хотя реальная история и в нем есть) - французско-норвежско-шведский кукольный фильм «Башня» (реж. Mats GRORUD) о палестинской девочке в бейрутском лагере беженцев, которая мечтает вернуться в Галилею, на родину прапрадедушки. Все рассказы о прошлом, об изгнании в 1948 году нарисованы в компьютере в 2 Д.

Вообще, похоже, что в этом году стало такое количество мультфильмов про арабо-израильские проблемы, что впору после фестиваля писать об этом отдельную статью. Наверное, сделаю это.

Еще во внеконкурсе покажут какой-то удивительный английский фильм про 1985-й год - Chuck Steel: Night of the Trampires (реж. Mike MORT) \«Чак Стил и ночь трампиров», что бы это ни значило. Это сатирические приключения американского копа, причем кукольные, что заранее интригует, если у меня вдруг образуется возможность, постараюсь его посмотреть

Остальное - вполне стандартный набор, где есть мексиканский The Angel in the Clock про девочку с лейкемией, которая хочет остановить время, японская сказка о бессмертных людях «Укрась прощальное утро цветами обещания», которая идет в Москве сейчас. Есть иранский фильм The Last Fiction gо мотивам "Шахнаме" Фердоуси - он со всеми сказочно-историческими боевиками на одно лицо (вполне американское) независимо от страны производства и сюжета, наша "Крепость" была в том же роде.

Про полные метры еще не все, поскольку, кроме конкурса и внеконкурса на фестивале есть еще раздел «Специальных событий», где много интересного. Во-первых, фильм открытия (его покажут еще раз) – новая картина патриарха французской анимации Мишеля Осело "Dilili in Paris" – приключения канадской девочки во времена Belle Epoque, экзотические расследования и прочее.

Для меня главное из спецсобытий, куда я буду очень стараться попасть – показ «This Magnificent Cake! – Make it Soul», где будет сразу два фильма, во-первых, 40-минутная новая картина «Этот великолепный торт» Эммы Свааф и Марка Рульса (авторов очень мною любимого «О, Вилли!») – теперь это история об Африке в конце 19 века. А во-вторых, премьера Жана-Шарля Мботти Малоло Make it Soul – 1965 год в Чикаго, король рок-н-ролла и др. У Мботти Малоло был славный «танцевальный» фильм про глухих «Прикосновение» (да и сам он отличный танцор), теперь, судя по картинкам, дизайн стал интереснее, так что надеюсь не разочароваться.

If a building becomes architecture, then it is art
Raúl de la Fuente и Damian Nenowо о знаменитом польском репортере Рышарде Капущинском по его книге «Еще день жизни» о его поездке в Анголу во время гражданской войны в 1975-м. Фильм тоже соединяет анимацию с документальными кадрами, те фрагменты, что видела раньше , выглядели впечатляюще.

Новый фильм Шванкмайера «Насекомое», история любительской труппы, которая репетирует чапековское «Из жизни насекомых», не требует представлений, хотя я уже читала кисловатые рецензии, но что нам до них? Китайский «Have a Nice Day» вроде бы собирались прокатывать у нас – кино смешное и кровавое, эдакий анимационный Тарантино.

Ну и дальше в разделе спецсобытий всякие встречи-показы, связанные с новыми выпусками трехмерных хитов «Отель «Трансильвания» и «Как приручить дракона», «Ральф», премьера Суперсемейки-2, перед которой покажут последнюю короткометражку Пиксара «Бао» про оживший пельмень – классическую сказку (в этом случае китайскую), где ребенком бесплодной женщины становится нечто ожившее. Это все я планирую пропустить.

Ну и последний гигантский раздел – внеконкурсные «Спецпрограммы», которые я всегда изучаю, но никогда не попадаю на них, как ни жалею.

В этом году у спецпрограмм есть две главные темы. Первая – Бразилия, это главная страна-гость нынешнего фестиваля и разнообразным бразильским ретроспективам посвящено много программ. Второй сюжет – музыка в анимации и на эту тему собрано несколько тематических подборок.

Итак, Бразилии, где анимация в последние годы бурно развивается, посвящено: 3 сборника короткометражек, в которых самые ранние фильмы относятся к 80-м, но больше всего фильмов за последние десять лет. Полнометражный документальный фильм «Между кадрами – искусство бразильской анимации», где рассказ начинается с первого бразильского фильма, снятого в 1917-м карикатуристом с псевдонимом Сет. Сборник бразильской прикладной анимации за последние 100 лет и сборник серий из популярных ТВ-сериалов и полнометражный детский фильм «Фердинанд» о добром быке.

Вслед за тем начинаются подборки к теме «Музыка и анимация», видимо, эта тема витает в воздухе: на БФМ этого года мы тоже запланировали такую программу. Здесь сюжеты разделены по направлениям: Классика, De Visu (разнообразные визуальные эксперименты, связанные с музыкой), Опера, Поп Рок, покажут безумную тетралогию группы Thee Wreckers Росто (плюс двадцатиминутную документалку про музыкантов), специальную музыкальную презентацию полного метра Pachamama, фильмы-концерты оркестра Octuor de France с классической немой анимацией. Ну и отдельное мероприятие в этом блоке – живой концерт Доминика А (электро-рок композиции из альбома Toute Latitude) в сопровождении картин, которые тут же рисует Себастьян Лауденбах.

Под грифом «Классика Анси» в спецпрограмме стоят фильмы, которые, на взгляд составителей, повлияли на историю анимации. Тут есть юбилейный сборник к 60-летию хорошо нам известной эстонской студии Нуку-фильм, начиная еще с советских времен, фильма 1958-го года основоположника эстонской анимации Эльберта Туганова. Сборник Instrumentarium о симбиозе музыки и изображения представит CNC. Игровой фильм «Ковбои и индейцы» про знаменитую бельгийскую пару режиссеров и сценаристов Венсана Патара и Стефана Обие, снявших «Панику в деревне», принимавших участие в съемке «Эрнеста и Селестины» и т.д. В том же разделе удивительная подборка архивных мультфильмов французского Министерства Вооруженных Сил и несколько юбилейных показов: к 20-летию выхода фильма «Принц Египта» студии DreamWorks покажут его обновленную версию, отпразднуют 30-летие «Моего соседа Тоторо», и покажут сложно построенный фильм умершего 8 лет назад Сатоси Кона «Актриса тысячелетия».

Еще один раздел спецпрограмм, возникший в прошлом году - Midnight Specials с разнообразным провокационным содержимым для взрослых. В нем будет три подборки: традиционная Spike & Mike's Sick and Twisted Animation Festival , подборка студии Titmouse, и WTF2018. Вот, например, пародийная страшилка, посвященная президенту Трампу и его верным избирателям.

Кроме того в спецпрограммах будет несколько штучных событий. Традиционная подборка «Вечный сон» посвящена умершим в этом году звездам анимации. В этом году в программе американец Fred Crippen, канадец, соратник Нормана МакЛарена Grant Munro и японец Isao Takahata, автор «Могилы светлячков», чей последний фильм «Сказка о принцессе Кагуя» показывали в Анси 4 года назад.

Еще в спецпрограммах будет кукольный блок: показ «Аномализы» Чарли Кауфмана (не знаю, почему только в этом году), сборник, посвященный новой эре кукольного кино для взрослых (а она действительно наступила). И программа интересного кукольника Томоясу Мурата с его марионетками, вдохновленными японским театром «бунраку».

В спецпрограммы попали две подборки, связанные с новым поколением анимации. Японская учебная «Аниме Тамаго» и французская, которая может оказаться интересной - "Les Espoirs de l'Animation", конкурс для французских анимационных школ, каждый раз выбирающий какую-то тему. А в этом году (уже, как выяснилось, на 17-й год существования) темой взята была фраза из детской книжки: «Есть тысячи причин для симпатий или уважения к инвалидам, но, конечно, не только потому, что они инвалиды». Кстати, во время фестиваля объявят и кто победил в этом конкурсе.

Ну и две последних позиции, открытые для всех, про которые стоит сказать.


Во-первых, это выставки во время фестиваля. Их будет несколько. Главные: в замке Анси – экспозиция, посвященная 50-летию знаменитого сериала о Шадоках, смешных длинноногих птицах, повлиявших не на одно поколение зрителей. А 100-летию Бразильской анимации будет посвящена выставка на открытом воздухе в центре города и отдельно в центре Харас, бывших конюшнях. А во-вторых – опен-эйр показы. В парке на берегу озера, перед главным фестивальным зданием Бон Лье обычно бывают показы полнометражных хитов прошлых лет, а во дворе замка Анси – более интересные программы, часто архивные, но тоже со свободным входом. Я вот, например, твердо решила сходить, если не будет дождя, на программу Concert film "En sortant de l'école", где нам покажут прекрасный поэтический проект для выпускников французских киношкол по поэзии Превера, Десноса и Аполлинера в сопровождении живой музыки. И романтический фильм 1953-го года Жана Имажа Bonjour Paris с предисловием Кокто – тоже хочется посмотреть.

Вот вам напоследок завлекательный ролик фестиваля с панорамой фильмов этого года:

А теперь надо решать, на что из всего этого я действительно попаду. Хорошего фестиваля!

Блог БФМ