Анонс Анси.
Круглые сутки
сплошных мультфильмов!
Фестиваль в Анси вот-вот начнется, пора взглянуть на то, что нас ждет с 10 по 15 июня в старинном городке, окруженном Альпами на берегу чудесного озера. Вся эта природа, горы, озеро, а также фанаты анимации, бумажные самолетики и время от времени возникающий на фестивальных экранах кролик в течение недели будут сопровождать нас в фильмах, шутках, рекламе и совместном времяпрепровождении.
Итак, в этом году главный гость фестиваля – Япония, что проявилось в фестивальном плакате, нарисованном марсельским иллюстратором Шарлоттой Гасто. Кроме профиля японской девушки там есть и озеро, и Альпы, и намек на еще одну небольшую тему фестиваля – кулинарную (как говорит художница, это проявляется в кислотных цветах и принте в виде рисового зерна на одежде девушки).
Главный партнерский ролик, который мы будем видеть перед каждым фестивальным показом в этом году делала бельгийская кукольная студия Beast animation (режиссеры Ben Tesseur, Steven De Beul), в последнее время знаменитая войлочными фильмами «О, Вилли…» и «Этот великолепный пирог». В тизере для Анси участвуют персонажи студийного сериала Fluffy Four (Пушистая четверка). В полном варианте тизера, который мы увидим в залах, полеты героев в космос будут изобретательно сопровождаться логотипами многочисленных партнеров и спонсоров фестиваля.
Официальный трейлер ANNECY 2019, реж. Ben Tesseur, Steven De Beul
Ну, а теперь пробежимся по программе фестиваля. Начну с короткометражного конкурса, который я никогда не пропускаю. В нем пять подборок. Из фильмов интересных мне режиссеров, которых не было в программе Загреба, тут есть: Bavure веселого провокатора Donato Sansone, Elu24 режиссера с изумительным чувством ритма Kristjan Holm, Live a Little, недавней студентки, обратившей на себя внимание фильмом о болезненных женских проблемах Jenny Jokela. Mémorable отличного кукольника Bruno Collet, The Dawn of Ape мастера нарядной абстракции с природными мотивами Mirai Mizue, Toomas Beneath the Valley of the Wild Wolves насмешливой Chintis Lundgren. Ну и два наших фильма, на которые мы очень надеемся: переехавший из Загреба «Пять минут до моря» Наташи Мирзоян и «Лола, живая картошка» Лени Шмелькова.

Конкурсную программу экспериментальной анимации Off-Limits (к сожалению, она не всегда интересно складывается, хотя я всегда на нее возлагаю особенные надежды) тоже не пропускаю. С прошлого года есть еще две конкурсные программы, на которые полагается по одной спецпремии. «Перспектива» (две подборки) - это фильмы с сильным и важным личным высказыванием, пусть даже по результату не очень удачные. В прошлом году в этой программе хватало интересного. И вторая – «Для молодой публики» (одна подборка), в которой участвует фильм Жени Жирковой «Доброе сердце». И неожиданно для детской программы - Le crocodile ne me fait pas peur мастеров кукольных ужастиков Marc Riba и Anna Solanas, которые приезжали к нам на Большой фестиваль мультфильмов в 2012 году в Красноярск.

Важный пятый блок короткометражного конкурса – студенческие фильмы (четыре подборки). Его я тоже стараюсь не пропускать. Понятно, что это все новые лица, но я жду фильма «Дочь» Даши Кащеевой, которая учится в Праге, и мне интересно, что сняли Иван Ардашов из Казахстана (фильм Orkesh) и Дарья Дзядок из Белоруссии (фильм Play for Today). Кстати, еще в программе будет два фильма учеников Прийта Пярна из нашей прошлогодней программы «Студенты для студентов» - «Звучит неплохо» Sander Joon и «Сладкий пот» Jung Hyun Kim. А из российских студентов в программе «Кораблик» Анастасии Махлиной из ВГИКа и «Здравствуйте, родные» Александра Васильева из ШАРа, в последнее время отлично идущий по фестивалям.
Трейлер фильма Daughter, реж. Дарья Кащеева
Еще одна программа, впервые ставшая в этом году конкурсной в Анси, как и в Загребе – VR. Девять фильмов и ни одного совпадения с Загребом. В целом ощущение, что эта программа составлена с несколько более коммерческим креном, но в ней есть фильмы, которые очень хочется увидеть. В первую очередь «Гимназию» кукольников Chris Lavis и Maciek Szczerbowski с призраками из детства, Le Cri VR (реж. Sandra Paugam, Charles Ayats), демонстрирующий нам оживающих и выходящих с картин демонов Мунка. Какие-то интересные игры с искаженным пространством в фильме tx-reverse 360° (реж. Virgil Widrich, Martin Reinhart) между реальностью и кино. Ayahuasca - KosmiK Journey (реж. Jan Kounen) - кино про шамана в джунглях Амазонки. И, видимо, детский фильм по иллюстрированной книжке Нила Геймана «Волки в стенах» (реж. Peter Billington) с большим набором техник, включая анимированные объекты.

Еще есть прикладной конкурс, который я всегда смотрю. В этом году в нем наших нет, зато есть один из роликов прошлогоднего фестиваля Крок, который снял Suresh Eriyat. Вообще там будет несколько прекрасных фестивальных тизеров – Марта Пайек сделала для Tricky Women, Чинтис Лундгрен – для Оттавы, Михаэла Мюллер – для Локарно, хорош и прошлогодний загребский про ужасы. А еще интересно увидеть ролик, посвященный инклюзивному театру Христины Белоусовой из Узбекистана Knauf "Inclusive Theater".
Трейлер фестиваля TRICKY WOMEN/TRICKY REALITIES 2019, реж. Marta Pajek
На телевизионную программу я обычно не попадаю, если получается, то хожу на четвертую, с сериалами для взрослых.

Теперь о полных метрах. В этом году конкурсных программы стало целых две. Первая – традиционная. В ней целых десять фильмов. Причем, с загребской программой совпадает только один - Buñuel in the Labyrinth of Turtles. Из остального я буду стремиться попасть на первый полный метр Жереми Клапена I Lost My Body, в нем прямо по Гоголю часть тела отделяется от человека, только это не нос, а рука и вся история о том, как рука стремится воссоединиться с остальным телом.
Трейлер фильма I LOST MY BODY, реж. Jeremy Clapin
И на новый фильм Анки Дамиан. Совершенно неожиданно она сняла детскую картину про добрую собачку Marona's Fantastic Tale, снова используя очень широкий набор разных техник, которые дают фильму невероятную живописность. На него тоже мечтаю попасть. Остальные фильмы – опционально.

Но теперь в полнометражном блоке есть и еще одна конкурсная номинация, заменившая внеконкурсный набор полных метров. Теперь она называется Contrechamp – обратная точка (имеется в виду обратная точка съемки, кинематографический термин). В этой программе есть два фильма из загребского конкурса (Away и Ville Neuve) и два фильма, которые могут оказаться занятными. Zero Impunity (режиссеры Nicolas Blies, Stéphane Hueber-Blies, Denis Lambert) – франко-люксембургский проект, соединяющий 2D-анимацию с актерской игрой – это, как пишут в аннотации «часть глобального трансмедиа-проекта, объединяющего журналистские расследования и активизм с целью положить конец полной безнаказанности за использование сексуального насилия в вооруженных конфликтах», с признаниями жертв и т.д. Второй фильм – чилийский и это, видимо, сатира – Homeless режиссеров José Ignacio Navarro Cox, Jorge Campusano, Santiago O'Ryan, где бомжи борются с финансовым кризисом.
Фильм GATEAU GATO, реж. Jeremy Clapin
Спецпрограмма, как всегда гигантская и вызывает только панику, что ничего из этого прекрасного не успеешь увидеть. Итак, что нам предстоит: пять программ Annecy Classics, где будет и документальное кино, и старые полные метры от Лагиони до венгерской классики. Подборка «Душа еды» - фильмы про кухню. Четыре подборки Midnight Specials – ночные показы фильмов для взрослых. Из них я собираюсь сходить на программу с говорящим названием WTF, в ней будет «Девственный ветер» Саши Свирского и Protocorba Кирилла Хачатурова, про которого знаю только, что он работает в Яндексе и собираюсь познакомиться. Еще в той же программе - новый фильм Прийта Тендера и Савако Кабуки. Обещают, что программа смешная. Подборка The Big Sleep (Вечный сон) с фильмами тех (или о тех), кого мировая анимация в этом году потеряла. А их было много: Will Vinton, Roger Mainwood, Börge Ring, Marek Serafinski, Bruce Bickford, Rosto.
Фильм ANNA AND BELLA, реж. Borge Ring, 1984
Целых 12 специальных программ с трибьютами японской анимации от работ начинающих и перспективных до классиков, фильмов самых новых и совсем старых, полные метры и сборники, ужастики и победители японского фестиваля Медиа арта. На что я бы сходила в первую очередь – это на две ретроспективы: Атсуши Вада и Коджи Ямамура, где покажут все, что он делал в последние 15 лет, включая рекламу и микросериалы, которые не доходят до фестивалей.

Еще из спецпрограмм мне кажется интересным: «Машина счастья», это австрийский проект (его организаторы Klangforum Wien и фестиваль женской анимации Tricky Women), где десять женщин-аниматоров со всей Европы и десять женщин-композиторов в коротких фильмах разных техник и жанров обсуждают нынешнюю экономику и как она влияет на нашу жизнь и счастье – получается своеобразная дискуссия. А еще подборка Les Espoirs de l'Animation, с фильмами-победителями французского конкурса студентов анимационных школ на общую тему, который проводят каждый год. В этом году была тема: что на самом деле означает равенство мальчиков и девочек? Может оказаться интересно.

Из спецсобытий интересен новый полнометражный фильм Жана-Франсуа Лагиони, который он снял вместе с Xavier Picard - The Prince's Voyage, сиквел A Monkey's Tale, через 20 лет. А еще полный метр Hello World! Anne-Lise Koehler и Eric Serre. В 2015-м году они получили Кристал Анси за ТВ сериал с тем же названием о жизни природы, где кукольные персонажи сделаны из бумаги, даже из газет. А еще покажут сборник из четырех новых фильмов четырех знаменитых режиссеров, раньше получавших главные награды Анси. Новый фильм Адриана Локмана «Поток», новый фильм Изабеллы Плучинской «Портрет Сюзанны», новый фильм Петра Думалы «Тайная вечеря». И, пам-пара-пам! Новый фильм Кости Бронзита – «Он не может жить без космоса» про мать и сына.

Но есть еще одно специальное событие, которое меня особенно интересует: в замке Анси, вернее в его дворике под открытым небом будут показывать в сопровождении ансамбля «Плеяды» «Времена года» – фильм по Вивальди, задуманный в Токийском университете с артдиректором Коджи Ямамура, где сюжет по каждому из сезонов снял отдельный режиссер. Причем «Весну» - Аня Буданова, а еще Прийт Пярн с Ольгой Пярн - лето, Ацуши Вада – осень и Теодор Ушев - зиму. Мечтаю устроить показ этого фильма на БФМ в сопровождении оркестра.

Встретимся в Анси!
Трейлер фильма The Four Seasons, реж. Анна Буданова, Priit Pärn & Olga Pärn, Atsushi Wada, Theodore Ushev
Студия Большого фестиваля мультфильмов
Блог БФМ