Блог Анси 4.
Остальной
короткий метр.
автор: Дина Годер

Продолжаю про параллельные конкурсные короткометражные программы, их, кроме основного конкурса было четыре: одна экспериментальная Off-Limits, две с непонятным названием «Перспектива» (Ваня Максимов объяснил это так: «то же самое, что основной конкурс, но похуже») и одна «Для молодой публики». Две последние с прошлого года заменили блок внеконкурсных короткометражек. Теперь на каждый из этих разделов полагалось по одной спецпремии.
Вообще-то про Off-Limits я уже писала в первом блоге, я эту программу посмотрела в первые дни и хотя вообще-то я люблю экспериментальную анимацию, мне в ней мало что понравилось, так что я мало о чем рассказала. Дополню сейчас. Призы в этой номинации получили сразу два фильма. Во-первых, о фильме Garoto transcodificado a partir de fosfeno \Boy Transcoded from Phosphene бразильского режиссера Rodrigo FAUSTINI – я о нем написала пару слов, но лажанулась, поскольку по картинке, которая распадалась и скручивалась как испорченная пленка или краска на ржавом гараже, решила, что речь о травлении пленки каким-то фосфорным соединением (позор моему химическому образованию). А на самом деле речь о фосфене - чем-то вроде цветовой галлюцинации в темноте, и Родриго (который вообще-то не режиссер анимации, а документалист-монтажер), для своего двухминутного фильма цифровым способом обрабатывал съемку детей, идущих в школу и там действительно в какой-то момент угадывается мальчик. А звук записывал от изображения, как МакЛарен.

И еще один приз получил фильм, который мне вообще не показался интересным - An Excavation of Us, снятый режиссеркой Shirley BRUNO, как я поняла, по происхождению гаитянкой. И тема ее фильма – гаитянская революция, как она пишет, самая успешная революция рабов в истории. И кино – это как бы движение теней наполеоновской армии в пещере имени Мари-Жанны, которая как раз была солдатом этой революции. По свету все довольно красиво, а в остальном – ничего особенно интересного.
Еще в этой программе было загадочное кино Cadavre exquis французской пары режиссеров Stéphanie LANSAQUE, François LEROY, у которых пару лет назад было очень любопытное и страшное кино «Холодный кофе» про девочку, оставшуюся сиротой в Сайгоне и вообще они снимают фильмы, вдохновленные Азией. Это кино про одноглазую собаку, искавшую еды в старом Ханое, а нашедшую половину мертвой собаки, которую полюбила и стала охранять. Картинка имеет очень реалистический (там явно много видео) и довольно отталкивающий вид, но все же впечатление производит. Фильм, кстати, получил спецприз за лучшую оригинальную музыку.

Теперь насчет программы «Перспектива». После долгих поисков мне все же удалось найти хоть какое-то, хоть и не очень внятное определение ее концепции. В сущности, речь идет о том, что сюда собираются фильмы с неким сильным высказыванием (и в этом смысле глядящие в перспективу), причем, как я понимаю, по части искусства они могут быть и не выдающихся качеств, важно, чтобы само сообщение было существенным. И это, как мне кажется, неплохой концепт – я вижу не так мало фильмов, где авторам есть, что сказать, но не хватает умений, и кино их никуда не попадает, поскольку в профессиональном контексте выглядит наивно или коряво. Расскажу не обо всем, а о тех фильмах, в которых вижу это самое высказывание.

32-Rbit мексиканско-немецкого режиссера Victor OROZCO RAMIREZ получил прямо перед Анси в Загребе приз за лучший первый фильм, как они сформулировали : «за впечатляющее видение современного медиа-ландшафта». Высказывается Виктор по поводу сегодняшнего безумия в борьбе за просмотры и лайки (что не ново), но делает это не через веселенькие картинки, а превращая , видимо, старую съемку всякой смертельной дури вроде катания на крышах поездов или сования рук в пасть медведю, через ротоскоп в черно-белую страшноватую экспрессионистскую живопись, весьма эффектную.
Between Us Two сингапурского режиссера Wei Keong TAN – это разговор человека с умершей мамой. Он использует старые фотографии и видео и рисует поверх них. Кажется, что человек не может уснуть, он говорит маме, как скучает, как много изменилось за 10 лет с ее смерти, рассказывает, что он уехал из Сингапура и женился. Мы видим черно-белые фотографии, с такой же монохромной живописью поверх, где есть его молодая мама, и папа, и сам он еще маленький. В сцене женитьбы мы понимаем, что герой гей, он и его партнер дают друг другу клятвы, называя друг друга настоящими именами (титры это подтверждают), вот только в фотографиях замазаны лица. И ясно, что героя больше всего беспокоит именно это, что мама не знала, что он гей, и он пытается представить себе, чтобы она сказала. И ему кажется, что она бы его приняла.
Death of a Father индийского режиссера Somnath PAL – это тоже рассказ о себе, вполне традиционное по дизайну кино о парне по имени Бабу (озвучивал его тоже сам режиссер), у которого умер очень пожилой отец и теперь на парня возлагаются все хлопоты о похоронах и заботы единственного мужчины в семье. А он растерян и все делает машинально, включая участие в таких далеких от него, но важных для матери похоронных ритуалах. Вот фильм целиком
Haya Shave Kol Shekel (Worth Every Penny) – это как раз тот фильм израильской киношколы Сапир, о котором я рассказывала в анонсе и очень хотела посмотреть с субтитрами. Он состоит из множества новелл и все это сделала большая команда студентов (Ilona YUDIN, Paz BERNSTEIN, Muli ASIDO, Erika CUMPTON, Adam MAGRALA, Yael SOLOMONOVICH, Lara BUYOM, Sara ABERGEL, Guy LIVNAT, Noy FRIMAN) в специальном курсе документальной анимации. Сапир вообще знаменит своими документалистами, поэтому, создавая анимационное отделение, они решили использовать и здесь свои документальные курсы, преподавателей и др. В качестве источника они взяли в первую очередь специальный сайт, на котором люди, пользующиеся проститутками, оставляют о них свои комментарии. Насчет этого сайта, вообще, как мне рассказывали, было много шума, специальное исследование и др. Второй основной источник – свидетельства проституток. Тексты эти начитаны актерами, но каждый режиссер находит свой способ и анимационную технику для своего эпизода. Истории, честно сказать, выглядят довольно страшно, даже когда в них никакого насилия не происходит, просто потому, что вторая сторона вообще не воспринимается, как человек. Даже когда мужчине кажется, что он вполне благородно себя ведет. Есть, например. история пользователя, который сетует на то, что проститутка очень изможденная, поскольку принимает больше десятка мужчин в день, советует ей отдохнуть, но, конечно, оценивая ее достоинства звездочками в таблице, ставит ее невысоко и никому не рекомендует. Есть парень-охотник, дружок проституток, и пока он, в поисках подходящей, болтает с другими и угощает их шоколадом, их отношения в анимации выглядят как милый рисованный танец, а как только он выбирает себе девушку для секса – оба становятся куклами на штативах, которыми будто двигает рука кукловода. Есть история про девушку – тряпочную куклу, в зеркальных глазах которой отражается плотоядная улыбка актера. Он говорит, что ему нравится видеть в ее глазах страдание. Есть история про парня-проститутку, к которому приходит деловая женщина, требуя, чтобы пол часа секса были отработаны без перерывов и жалоб. Есть эпизод, в котором мужской уверенный рассказ о травматичном сексе с проституткой сопровождает картину смачного поедания устриц в ресторане, а в другом эпизоде мужчина, любящий насилие, в эффектной живописи как будто без конца топит девушку, не давая ей вздохнуть. Один из текстов форума превращен в рэпперский номер пластилинового героя-клерка про «город шлюх», и девушки, как бутылки выпадают из автомата, если заплатить. А предпоследний эпизод, построенный на свидетельстве проститутки (кстати, в титрах подробно указаны источники всех текстов), как будто обобщает все это, сопровождая игру с мебелью пародийным текстом для автоответчика. «Для романтики, объятий и поцелуев, плюс «ты прелесть» - нажмите один, для «дикого, грязного секса – раздвинь ноги пошире плюс – «ну ты и мужик» - нажмите два, для «писать на меня, отшлепать, игры «папа-дочь» плюс – «ты моя грязная сука» - нажмите три, для «снимай трусы и я займусь делом, даже не пытаясь считать , что рядом человеческое существо» – нажмите четыре».

Колумбийский фильм Mariposas \ (Бабочки) режиссеров Andrés GOMEZ ISAZA, Mauricio LEIVA COCK получил тот самый спецприз города Анси, который предназначался лучшему фильму из «Перспективы». Хотя, на мой взгляд, он не слишком выразительный, хотя и трогательный, как все такие истории. Один из режиссеров – Андрес Гомез – рассказывает о своей маме, умершей от рака, но во время болезни, сохранявшей оптимизм и поддерживавшей всех.

Из самых сильных высказываний в программе для меня был сербско-словацкий фильм Neputovanja , режиссеров Ana NEDELJKOVIC, Nikola MAJDAK JR, он участвовал в Берлинале в программе Generation. Очень прямолинейная метафорическая кукольно-пластилиновая история про окруженную стеной серую, провинциальную постсоветскую страну , откуда невозможно уехать, да и принято из патриотических соображений считать, что родина самая прекрасная и значит уезжать нет причин. А героиня, устав после великого прошлого ждать никак не наступающего прекрасного будущего, мечтает уехать в некую волшебную «заграницу». Понятно, что оказывается, что никакой совершенной заграницы, где решены все проблемы для испуганных девушек, рвущихся увидеть другой мир, не существует. Кино визуально сильное – с этим грязным черно-белым скученным миром, окруженным красной стеной. В этом фильме одновременно есть дух времен отечественной перестройки с такой же мечтой и страхом молодых увидеть дивный новый мир. И сегодняшнее ощущение молодежи из восточной Европы, для которой мир вроде бы открыт, но не слишком дружелюбен.
Из всей программы «Перспектива» заранее больше всего интриговал новый фильм знаменитой английской режиссерки (теперь работающей в Америке) Ruth LINGFORD под названием Trump Dreams. Я вообще ее кино очень ценю, начиная с дипломного «Багажа» о страхе беременности, мощной «Смерти и матери», «Чего она хочет», «Удовольствий войны» и т.д. Все думала, что ж она такое сняла, что ее в конкурс не взяли, хотя высказывание увидели. На самом деле это просто иллюстрация рассказов разных людей о том, в каком виде они видели Трампа во снах в 2016-17 годах, когда он, видимо, всем снился. Среди «сновидцев» есть и сама Рут, и оскаровский лауреат Крис Ландрет, но в целом, я, честно говоря, никакого специально интересного высказывания в этом не увидела, сны довольно фантастические и даже не все негативные, а само это кино говорит только о том, что перед и сразу после выборов американского президента, Трамп людей очень беспокоил. Что и так ясно.

А вот это вторая половина четырехминутного мультфильма.
Ну и последний фильм из программы «Перспектива», стоящий упоминания - Waldo's Dream чилийской режиссерской команды Jorge CAMPUSANO, José Ignacio NAVARRO COX, Santiago O'RYAN. Это сделанная в стилистике ранней диснеевской анимации (как я поняла, фильм был заказан, как анимационная вставка в игровое кино) короткометражка про некоего Вальдо, недвусмысленно похожего на Диснея, у которого родился ребенок-урод, похожий на Микки Мауса. И ради него папа создал целую империю под названием Хэппилэнд и с ее помощью стал управлять миром. Уверяют, что кино сделано из любви к Диснею с использованием всех мифов вокруг него, но в фильме особой любви не видно, впрочем, такое отношение тоже сегодня не новость, претензий за последние сто лет к основоположнику накопилось много.
https://www.venturiaanimation.com/waldos-dream

Теперь о программе «для молодой публики», где было много российских фильмов. Для самых маленьких тут был новый фильм Ameise (Муравей) немецкой режиссерки Julia OCKER, которая в последние годы делает очень смешные коротенькие мультфильмы про животных в серии Animanimals. В этот раз была милая история про муравья, который не хотел быть таким, как другие. Вот фильм целиком:
Еще один симпатичный фильм для маленьких Drôle de poisson (Смешная рыба) снял на французской студии Фолимаж Krishna Chandran A. NAIR. У Фолимажа вообще отличная программа детских авторских короткометражек в которой снимают режиссеры из разных стран (как, например, Юля Аронова или Ана Чубинидзе), этот парень из Индии, но вроде бы сейчас учится в Пудрийере. Он придумал очень простую и симпатичную историю про то, как рыбки решили, что упавший на воду воздушный шарик – рыба и его надо спасать, и живо ее разыграл.
Еще один французский фильм для маленьких – музыкальный Promenons-nous, по французской традиционной детской игре (мы гуляем по лесу и не боимся волка) снял Hugo FRASSETTO. Тут прелесть в том, что все эти повторяющиеся куплеты поют волчата в масках разных безобидных животных, а отвечает им якобы грозно папа-волк и приходит их ловить, так что получается добродушно и безобидно.
https://vimeo.com/237702982

Из наших фильмов в программе был только один реально детский «Хочу жить в зоопарке» Жени Голубевой (если не считать «Виват, мушкетеры!», который для всех возрастов). У Жени очень простая нарядная и яркая графика и забавная история про девочку, которая считала, что в зоопарке жить веселее, и, понятным образом, разочаровалась. Но почему-то именно в этой программе вдруг стало заметен удивительный поворот отечественной педагогики. В двух наших фильмах о непослушных детях (этом и «Бирюке» из основной программы) говорилось, что детей надо припугнуть, чтобы они слушались. Даже в фильме про зоопарк, где были вроде бы такие милые толерантные родители, крошке пришлось уговаривать их, чтобы ее снова взяли жить домой, обещая, что она будет есть невкусное, убирать за собой и др. Ни в одном детском фильме из других стран такого не было. Тут же вспомнилось, что на завтраке с режиссерами Полину спросили: «а что, у вас принято пугать детей, чтобы они уснули?». Видимо и правда это российская специфика.
Американский мультфильм The Pig on the Hill снят по одноименной книжке с картинками Джона Келли режиссерами Jamy WHELESS, John HELMS, но классические иллюстрации в нем превратились в компьютерную трехмерку. Неплохую, но картинки из книжки мне нравились больше. Кино не выдающееся, но в этом фильме про одинокого упорядоченного социофоба Свина, рядом с которым поселился жовиальный Утк, самое симпатичное – именно игра на двух противоположных темпераментах, и, конечно, оказывается, что поначалу страшно раздражавший Свина своей неуемной активностью сосед, становится его лучшим другом и даже вызывает желание тоже попутешествовать.

Ну и последний фильм из детской программы, которого я особенно ждала – Link, снятый молодым немецким режиссером Robert LOEBEL, тем самым, который несколько лет назад снял отличный «Ветер». К сожалению столь же ударного кино в этот раз не вышло, хотя у Роберта по–прежнему симпатичная и своя графика, и снова фильм строится на одном приеме, вот только в этот раз он не получает никакого разрешения. Тут история о двух людях, соединенных волосами, и значит неразлучных, как сиамские близнецы. Волосы постоянно растут, связь ослабевает, каждого из них тянет в разные стороны – одного на деревья, другого – в горы, волосы, связывающие их, как канаты, дают большие возможности для игры, но в целом, хоть в конце концов связь эта и разрывается, история ни к чему интересному не приходит.
На этом пока все. Будет еще продолжение про полные метры и
студенческую программу.
Блог БФМ