Блог Анси 5.
Студенты, прикладная анимация и ТВ
Надо же, наконец и закончить рассказ о фильмах Анси. Осталось два последних шага. Во-первых, студенты, прикладная анимация и ТВ продукция. Во-вторых – полные метры. Начнем с первого, но буду рассказывать не обо всем, а только о том, что запомнилось. Впрочем, этого много.
Надо же, наконец и закончить рассказ о фильмах Анси. Осталось два последних шага. Во-первых, студенты, прикладная анимация и ТВ продукция. Во-вторых – полные метры. Начнем с первого, но буду рассказывать не обо всем, а только о том, что запомнилось. Впрочем, этого много.

Итак, о студентах. Сначала призеры.

Barbeque дипломницы финского происхождения из британской RCA Jenny JOKELA (этот фильм получил Кристалл Анси в студенческой номинации), мы тоже показывали в прошлом году в сюжете, связанном с женскими травмами. Тут именно об этом речь – бессюжетно, но очень впечатляющие образы, связанные с постравматическим расстройством, страхом секса и др. Вот он целиком.
Inanimate, снятый выпускницей британской Nfts Lucia BULGHERONI (он получил Приз жюри в своей номинации вместе с призом юношеского жюри за лучший дипломный фильм), среди моих студенческих фаворитов. Это отличная кукольная история про обычную жизнь молодой девушки, которая вдруг начинает задумываться и чувствовать, что что-то в ее жизни не в порядке, пока не понимает, что она кукла. Это не первый фильм с таким поворотом, тем не менее производит впечатление. Я надеюсь, что на БФМ мы его покажем в специальной программе «Анимация об анимации».

Фильм Hybrids (спецупоминание жюри в студенческой номинации) сделан во французской киношколе MOPA тоже студенческой командой: Florian BRAUCH, Matthieu PUJOL, Kim TAILHADES, Yohan THIREAU, Romain THIRION. Действительно шикарно сделанное 3Д про остроумно придуманный подводный мир, адаптировавшийся к тотальному загрязнению. Теперь все население этого мира – полуживотные – полупредметы, что действительно забавно. А истории особой нет.

А мой главный фаворит в студенческой программе - Facing It дипломника Sam GAINSBOROUGH из знаменитой британской киношколы Nfts (National Film And Television School) . Сэм снимает историю с актерами в масках и именно пластилиновые маски анимируются, рассказывая нам о том, что люди чувствуют. Тут герой – робкий молодой человек, которому с детства строгие родители не давали общаться с детьми. И вот теперь он сидит в баре, не способный ни сам начать разговор, ни ответить другому. Его лицо буквально корежит волнами ужаса и он вспоминает детство, родителей, у которых эта искореженность уже стала застывшей и уродливой маской. Самое сильное в этом фильме – то, как в финале, родители, пришедшие на встречу с повзрослевшим сыном в бар, постепенно оттаивают, смягчаются и оказываются не злыми, а растерянными и робкими, а значит весь этот ужас и насилие над ребенком были от высокомерия, а от страха перед людьми. И он прощает их.
Кукольный фильм «Sister», снятый дипломником Calarts китайского происхождения Siqi SONG – еще один мой студенческий фаворит. Это история, которую рассказывает мужчина о своем детстве и младшей сестре – классические сюжеты, как она ему мешала, ревновала, без спросу брала его вещи, как ябедничала на него, какая была упрямая и смешная. Мы видим, как валяная кукла с неизменным бантиком на макушке вдруг вырастает в гиганта, занимающего всю комнату и это ясная метафора того, как сестра вытесняет его из привычного мира. Но, как рассказывает нам герой, сестры у него никогда не было. И в тот самый день, когда он придумал, что она родилась, родители решили, что маме лучше сделать аборт. И вся история откручивается назад.

Еще из моих любимцев два фильма учеников Пярна, оба мы показывали уже на БФМ. Muteum – тоже фильм иностранной выпускницы магистратуры Прийта Пярна в Эстонской академии художеств Äggie Pak Yee LEE, мы его показывали программе об изобразительном искусстве. Прелестный и очень смешной фильм о том, как малыши вместе с учительницей пришли в Музей, а когда учительница вышла в туалет, они залезли в картины и устроили там тарарам. И нарисовано с большим юмором.

https://filmfreeway.com/1372934
A Table Game мы показывали на БФМ в программе студентов Пярна. Как я понимаю, Nicolás PETELSKI MESON был из иностранных магистров (в странах производства вместе с Эстонией стоит Испания). Кино абсурдное, смешное, с уморительной графикой, очень «пярновское» (никогда не понимала: чего тут больше – влияния учителя на учеников или то, что к Пярну летят близкие ему авторы, у которых это парадоксальное чувство юмора в крови) и поэтому рассказать его невозможно. Речь идет о некоей настольной игре с мячом, правила которой долгое время совершенно непонятны, а когда нам раскрывают, в чем там фокус, история оказывается фантастической и дико смешной. Вот тизер, который, впрочем, представления не дает

И еще два нравящихся мне фильма, связанных с местом. Microdistrict британской дипломницы Ivelina IVANOVA – это воспоминание о болгарских постсоветских районах, так похожих на российские спальные районы. Ивелина - болгарка, учась в Англии, она скучала по дому, и фильм, где графика соединяется с фотографиями, хоть и рассказывает об унылом окраинном районе, на самом деле полон сентиментальности и цепких наблюдений за городом и людьми.

Фильм выпускника швейцарской киношколы Samuel PATTHEY «Travelogue Tel Aviv» - из ряда популярных в последнее время анимированных путевых записок. Но у Самуэля было время присмотреться: он приехал на пол года по обмену в Израиль. И показал Тель-Авив, где для него много удивительного, легким, обаятельным летучим рисунком, с отличной наблюдательностью и с прекрасным юмором.

Теперь об остальном интересном по алфавиту

A Love Letter to the One I Made Up сняла израильская дипломница из Бецалеля Rachel GUTGARTS (кстати, как выяснилось, ее родители – бывшие наши соотечественники) – это как бы письмо, которое девушка по дороге домой сочиняет идеальному мужчине. В сущности, такое не очень значимое лирическое бормотание себе под нос, хотя, как Рахель говорит в интервью, для того, чтобы понять, как девушки себе представляют идеального мужчину, она опросила сколько-то девушек, то есть сделала исследование. Но самое главное в этом фильме, конечно, не текст, а техника и вообще визуальная сторона дела – фильм сделан целиком, как шелкография. Она сама делала печать и то, как по-разному неровно ложится краска, и сами ее невероятно насыщенные цвета красный и синий, не дают этот фильм забыть. Кстати, он уже есть целиком в сети.

Фильм Bacchus режиссерки Rikke Alma KROGSHAVE из датской киношколы The Animation Workshop, где очень любят внятные истории, не то, чтобы особенно оригинален. Скорее он интересен тем, что встраивается в сегодняшний тренд рассуждений о том, как мы все зажаты и некоммуникабельны со своими гаджетами и как нам нужны естественные и даже дикие чувства. Ну и нарядно. Вот он целиком

Blind Mice дипломника Nicholas D'AGOSTINO из знаменитой американской киношколы Calarts (California Institute Of The Arts) – немного ретро кукольный криминальный сюжет с убийствами и чемоданом денег. Как история – не слишком интересный, но с очень эффектными куклами – не то людьми, не то – антропоморфными животными. Фрагмент:

Bloem голландского дипломника из Утрехта Jorn LEEUWERINK – фильм-обманка, что сегодня встречается. Начинается, как миленький детский мультик про мышку, которой понравился цветочек, а его кто-то вырыл и вот все звери в округе пошли искать вора. А заканчивается дикой кровавой расправой над петухом, который не при чем, но зато сам похож на цветочек. Тизер:
Body World, снова снят дипломницей из лондонской ROYAL COLLEGE OF ART Kitty FAINGOLD и снова посвящен телу. Теперь это путешествие женщины внутри огромного женского тела. В дизайне явная отсылка к старой независимой американской анимации психоделического толка и он впечатляет больше всего. Тизер:

Creature from the Lake – смешное простенькое кино большой команды французских дипломников ( Renata ANTUNEZ, Alexis BÉDUÉ, Léa BRESCIANI, Amandine CANVILLE, Maria CASTRO RODRIGUEZ, Logan CLUBER, Nicolas GRANGEAUD, Capucine RAHMOUN-SWIERCZYNSKI, Victor ROUXEL, Orianne SICCARDI, Mallaury SIMOES) из School: ISART DIGITAL, the video game and 3D animation / VFX School. История из 80-х про трусливого героя из низкобюджетных ТВ передач и его толстуху-операторшу. Вот он целиком

Follower – фильм выпускника немецкой академии BADEN-WÜRTTEMBERG Jonathan BEHR, построенной как бы только на игре с гаджетами – все изображение построено на телефонных и компьютерных интерфейсах , мессенджерах, тут звуки и видео в телефоне и др. Таких фильмов я уже видела несколько, ничего в этом особенного нет и сильная не в изображении, а в очень круто закрученной интриге триллера. Девушка подрабатывает вечерним бэбиситером, она уложила ребенка спать и пока не легла сама, перезванивается и переписывается со своим бойфрендом. И тут ее в сети начинает преследовать неизвестный, который дает понять, что знает, где она. Она просит друга приехать, но пока он в пути, ситуация выглядит все опаснее. В сети нет даже трейлера, но картинку можно представить себе, просто взглянув на экраны компьютера и телефона.

Hors Saison – история, снятая командой выпускников французской киношколы Гоблен - Nicolas CAPITAINE, Céline DESOUTTER, Lucas DURKHEIM, Léni MAROTTE. Дизайн в Гоблене довольно однообразный, каждый год одинаковое 2Д, как будто одной рукой нарисованное, но истории у них всегда крепкие и в последние годы стали уже не такие развлекательные, как прежде, а бывают и довольно проблемные и атмосферные (был такой фильм не так давно про пожарницу, любившую огонь). В этот раз история про замученную женщину – лесного полицейского, у которой все попытки хорошо работать, делают ситуацию все хуже. Вот он целиком.

Inny сняла польская дипломница из Лодзи Marta MAGNUSKA, мне очень нравился ее предыдущий фильм, курсовая работа Foreign body про девушку с мужской ногой. Фильм "Другой" – это явно политическое высказывание, по поводу толп беженцев, которые идут через Польшу. Фильм и выглядит, как плакат, причем хороший. Это просто испуганные и злобные перешептывания людей в ожидании неизвестного "другого", который заранее им кажется исчадием ада.

Le Grand Bain французской выпускницы Élise AUGARTEN – один из милых сюжетов о ребенке в бассейне. Тут девочка ждет в раздевалке и наблюдает за тем, что происходит вокруг, а когда надоедает, выходит к большому гулкому бассейну, видит массу людей, плавающих синхронисток и т.д. Славное черно-белое кино, рисованное и с использованием порошковой анимации, дающей красивую текстуру, как будто смывающуюся водой. Тизер:

Les Enfants du béton французского выпускника Jonathan PHANHSAY-CHAMSON – анимадок, каких сегодня становится все больше и больше: второе поколение эмигрантов пытается разобраться со своей идентичностью и тут автор-герой пытается понять себя: француз он, раз родился и вырос во Франции, или китаец, откуда его корни? Он разговаривает с людьми, размышляет, что значит слово «мультикультурализм», которое сегодня политики употребляю все чаще, считая проблемой, и говорит о том, что чувствует в отношении соседей, что он «другой». Черно-белый, словно рассыпающийся рисунок, не сосредотачивающийся ни на чем надолго, как будто обозначает растерянность героя перед этой проблемой.

Losing Sight of a Longed Place сняли три выпускника Открытого университета в Гон Конге Tsz Ying WONG, Ka Chun SHEK, Chun Long WONG, тоже анимадок. Он основан на интервью (его читает другой человек, но герой представляется и написан в титрах) с гомосексуалистом, борющимся за права ЛГТБ. Он рассказывает о своем жестком патриархальном отце и размышляет о проблемах в обществе. Тизер:

Na Zdrowie! сняла польская дипломница из Лодзи Paulina ZIOLKOWSKA. Очень яркий и неожиданный, абсурдный фильм про чихание. Все болеют и чихают и каждый раз в результате этого происходит что-то необычайное. Паулина оказалась очаровательной, очень живой девушкой, ее фильм, кажется, взял до того какой-то приз в Загребе, а сама она говорила, что ужасно стесняется: мол, люди про серьезное снимают, а я про пустяки.

O Jezu! - еще один любопытный фильм польской дипломницы Betina BOZEK, полный странных, бесконечно меняющихся, оплывающих тел и лиц – интересен главным образом нестандартной графикой, а нарратива в нем никакого нет.

Фильм Stockholm, наверное, не надо было бы включать в список, поскольку он мне не понравился. Но может быть все равно стоит, как то, что не безразлично, а раздражает и злит, то есть тоже что-то значит. Это кино сделала команда французской школы SUPINFOCOM, где хорошо учат 3Д компьютерной анимации: Victor CHAVANNE, Thomas NEMERY, Morgane PERRIN, Camille ROUBINOWITZ, Jean-Baptiste AZIERE. Тут классический перевертыш, как у Свифта, только еще более лобовой: люди на месте собак, а собаки на месте людей.

Take Me Please – очень эффектный и неожиданный фильм выпускника знаменитой венгерской киношколы Mome (Moholy - Nagy University Of Art And Design) Olivér HEGYI. К тому же еще и необычно длинный для студенческого фильма (почти 14 минут). Это история о парне, который после разрыва с подружкой пускается в психоделическое путешествие. Самое замечательное в нем – корявый, как в подростковых рисунках, и очень выразительный дизайн.

Теперь перейдем к самому интересному в прикладной анимации. Много рассказывать тут не нужно, поскольку прикладная делается не для фестивалей и сразу выкладывается в интернет.

Начнем с призеров. Кристалл Анси в этой категории получила очень элегантная реклама фотоаппарата Лейка (Leica "Everything in Black and White" бразильского режиссера Mateus DE PAULA SANTOS) перед выходом его цифровой версии, которая снимает только в черно-белом. Говорится о том, что это дает не ограничения, а новые возможности:

Приз жюри получил нарядный клип "Happy" Mark Lotterman (режиссер Alice SAEY) c танцем египетского гуся
Теперь об остальных. Есть такой жанр: рождественская социальная реклама. В прошлое Рождество одним из главных сентиментальных хитов интернета явна была такая реклама BBC One "The Supporting Act" (британский режиссер Elliot DEAR).

Из реклам ТВ-шоу на мой взгляд лучшими были Channel 4 "The Great British Bake Off" (тоже британское производство PARABELLA) , отмечающее возвращение на экраны любимого кулинарного шоу.

И удивительный ролик для Netflix, представляющий пятый сезон знаменитого сериала и напоминающий важные предыдущие сцены. Интересно, что Orange Is the New Black – Unravelled сняла прекрасная словенская режиссерка Spela CADEZ главным образом с войлочными куклами, с которыми она вроде бы раньше никогда не работала.
Один из моих любимых жанров в прикладной анимации – образовательное кино, оно берет иногда совершенно невероятные темы и, видя, как лихо и небанально их многие разрабатывают, с тоской думаешь об унылом отечественном анимационном науч-попе. Вот серия из цикла CNN про цвета Colorscope "Pink" (режиссер Giant ANT), эта серия про смысл розового. Сразу захотелось увидеть остальные.

А вот первачи образовательного кино TED-Ed показали остроумный фильм про эволюцию гениталий у животных "The Evolution of Animal Genitalia" (режиссер Mette Ilene HOLMRIIS)

Как всегда много социальной рекламы, хоть тут и не слишком много действительно интересного, поскольку тема чаще всего заставляет впадать в назидательность и невыносимый пафос. Вот, например, американский документальный цикл о ситуациях, связанных с тюремным заключением, снятый по заказу ACLU's Campaign for Smart Justice. Фильм Johnny's Home (режиссер Elyse KELLY) рассказывает о том, как трудно вернуться к нормальной жизни через 13 лет тюрьмы

Вот тут три снятые в этом цикле серии Smart Justice: An Animated Series:
https://vimeo.com/236669087
Социальная реклама по заказу нью-йоркской организации Day One, занимающейся предотвращением домашнего насилия среди молодежи. История про то, что сейчас называют «токсичными отношениями». DayOne "Sunshine" (режиссер Guilherme MARCONDES)
Из рекламы, пожалуй, самой впечатляющей был, снятый французской компанией Collectif QUART AVANT POING, ролик для мишленовского ресторана La Grenouillère с богатой причудливой графикой и под музыку Дебюсси (к сожалению, в сети ее уже нет, но надеюсь, что на БФМ мы ее покажем в программе о музыке).

Из клипов мне больше всего понравился Mr. Jukes "Grant Green", снятый очень мне нравящейся английской режиссеркой Anna GINSBURG вместе с Parallel TEETH.

Заметным был клип Себастьяна Лауденбаха с его фирменным рисованием в стиле его фильма о девушке без рук Dominique A "Toute latitude"
Снятый в стилистике старых американских мультфильмов клип Mark ROMANEK для рэпера Jay-Z "The Story of OJ" с рассказом о печальной судьбе черных в мире стереотипов:
Как всегда протестующий против цивилизации, гаджетов и всего плохого Moby "In this Cold Place" (режиссер Steve CUTTS)

Редкая вещь и, на мой взгляд, всегда перспективная, - реклама большой выставки. Тут бельгийский ролик к выставке Фернана Леже в брюссельском музее BOZAR: Fernand Léger "Beauty is Everywhere" (режиссер Nicolas FONG)

Из имиджевых роликов фестивалей, конечно, для меня первым номером шел ролик Крока 2017 "Absolute Volga", который очень лихо снял в приеме тотальной анимации Jaimeen DESAI в индийской компании Eeksaurus под руководством любимого друга Крока Суреша Эрията

И ролик для венского фестиваля женской анимации Tricky Women 2018, снятый канадкой Moïa JOBIN-PARÉ в своем уже фирменном стиле с процарапыванием фотоотпечатков.
Ну и напоследок про телепродукцию. Правда, видела я мало и еще меньше из этого мне понравилось. Так что конспективно.

Кристалл Анси за лучший ТВ проект получил американо-японский сериал PIG: The Dam Keeper Poems, две десятиминутные серии (из десяти) "Yellow Flower", "Hello Nice to Meet You" (режиссер Erick OH). Это что-то вроде приквела к популярному фильму «Хранитель плотины», истории про того же одинокого печального поросенка, когда он был маленьким. Вот тизер
Приз жюри взял американский пародийный, смешивающий все со всем The Robot Chicken Walking Dead Special: Look Who's Walking - спецвыпуск «Робоцып ходячие мертвецы» (режиссер Thomas SHEPPARD). Вот вполне дающий представление о нем ролик

Целиком есть на https://www.dailymotion.com/video/x63x7f3
Еще из ТВ-спешиал был, снятый в любимом в Англии жанре анимационной поэтической сказки на 26 минут и в 3Д - The Highway Rat (режиссер Jeroen JASPAERT) по поэме известной детской писательницы Джулии Дональдсон «Грызун с большой дороги». Правда, до любимых детьми спешиалов вроде «Груффало» этот фильм, не дотягивает.
Как всегда невероятно остроумный француз Nicolas DEVEAUX со своими гиперреалистическими животными, занимающимися спортом. Теперь он сделал целый сериал про легкую атлетику из 40 коротких серий. Показывали Athleticus "Trampoline synchronisé", "Anneaux en gymnastique artistique". Вот тизер всего сериала
Цикл из 15 эпизодов про культовые книжки в контексте времени, представлял эпизод про «1984» Оруэлла: Culte : Lecteurs sous influence "1984", снятый Aurélie POLLET https://www.arte.tv/fr/videos/071851-003-A/culte/

Другие серии тут http://aureliepollet.com/CULTE-lecteurs-sous-influence

Ну и еще один французский вроде бы документальный проект, в котором обещают (а может уже и сняли) 50 серий по 2,5 минуты - Les Cahiers d'Esther "La Guerre de cent ans" (режиссеры Riad SATTOUF, Mathias VARIN), рассказывают реальные истории из жизни девочки Эстер, которой в 2014 году было 10 лет. Снято по книге комиксов Riad SATTOUF целым букетом студий, одна из которых – Фолимаж. Похоже, в интернете его пока нет.

На этом пока все. Еще осталось рассказать про полные метры и для меня фестиваль Анси-2018 будет закрыт.
Блог БФМ