Блог Крока 1. Победители
В этом году Крок отмечает 25-летие: момент торжественный, хотя ситуация не слишком веселая, но ясно, что решено этого не замечать. Крок вне политики, видимо, из чувства самосохранения. В честь юбилея решили впервые за последние два десятка лет объединить студенческие фильмы с профессиональными (обычно «Кроки» делились на «молодежные» и «взрослые»), в программе 132 фильма, выбранных из присланных 1300 от роликов, длинной от тех, что меньше минуты до почти полного метра (самый длинный, «Великолепный торт» – 44 минуты). Уже второй год имиджевые ролики (причем, опять целых три) делает индийская компания Eeksaurus любимца фестиваля Суреша Эрията, который к тому же в этом году приехал со своим авторским пластилиновым фильмом. Ролики шикарные, особенно основной, где идет быстрый пробег по множеству корабельных этажей, населенных героями Крока
Но пока остальных в сети нет, покажу три прошлогодних ролика, которые тоже не так давно появились:
И последний, уже прославившейся своим невероятным количеством деталей и феерическим пролетом камеры с использованием метода тотальной анимации, уже побывавший на огромном числе фестивалей и имеющий награды (посмотрим, что будет с новым). Все мечтаю сесть и посмотреть его покадрово, чтобы опознать всех персонажей:

Как всегда с первых фестивальных показов выясняется, что есть сюжет, который в этом году становится главным. И, если поначалу мы таким сюжетом назвали убийство зайцев (об этом шла речь без конца), то потом стало ясно, что главный поворот в кинопрограмме Крока этого года – физиологический. В картинах без конца шла речь об испражнениях и блевотине, все икали, пукали, рыгали, сморкались, писали, страдали животом, демонстрировали нам внутренности и прочее. Все это, конечно, не могло не найти отражения в номерах юбилейного карнавала. Но об этом позже.

В жюри в этом году Якоб Шу, Ру Кувахата, Дима Геллер, Саша Бубнов и председатель – Жорж Швицгебель. У всех были мастер-классы, о которых тоже стоит рассказать. А теперь – о тех фильмах, которые запомнились, за исключением тех, о которых уже писала в блогах из Анси и Суздаля.

Поскольку пишу уже после окончания фестиваля, начну с победителей так, как их объявляли, в обратном порядке.

Первая категория. Дипломные работы. Вообще, дипломов было много симпатичных, я, правда, про многие уже рассказывала, а на Кроке дипломы взяли два очень мне нравящихся фильма, о которых я писала из Анси –"Сестра" китаянки Сици Сон и FACING IT британца Сэма Гейнсборо, который на Кроке перевели, как "Об-личение", а на БФМ, где он тоже будет показан – как "Лицом к лицу". Кино и правда отличная, все хочу как-нибудь показать программу британской Национальной кино и телевизионной школы, она очень крута и выразительные сложные смешанные техники, которые там ребята сочиняют прямо вызывают восторг. Ему, кстати, и дали диплом с формулировкой «За идеальный союз концепта и техники».

Лучшим фильмом в этой категории назвали фильм чеха Яна Мики ( Jan Míka) МЫ ЖЕ ЛЮДИ, В КОНЦЕ КОНЦОВ (WE'RE HUMAN, AFTER ALL). Выбор этот меня несколько удивил, я не поклонница этого, на мой взгляд, очень затянутого фильма (почти 17 минут), хотя в нем есть много симпатичного, особенно в технике. Такая классическая кукольная история про зайца и лиса – заяц драпает, лис его догоняет, заяц спасается в клетке у заводчика кроликов, а когда дело начинает пахнуть керосином, его вызволяет тот самый лис и они бегут уже вдвоем. А под финал и зайцу приходится вызволять лиса из капкана, впрочем, финал открытый, вряд ли они спаслись. Куклы симпатичные, меховые, особенно смешной длинный лис с глазами по одну сторону морды, а самое интересное именно в технике, как Ян совмещает анимацию с живой съемкой и всякой видео симуляцией движения в погонях, которых очень много.

Во второй категории (первые профессиональные фильмы), которая, видимо, показалась жюри самой сильной, судя по тому, что в ней дали целых три диплома, мои фавориты тоже с не вполне совпадают выбором судей. В этой категории дипломы получили «Первый гром» Насти Мелиховой и довольно загадочная черно-белая карандашная картина «БЕРЕГИСЬ ИНТУИЦИИ" (BEWARE THE INTUITION) француза Робена Куртеля (Robin Courtel), герой которой – обезьяна, живущая в доме, а вокруг – какая-то зыбкая сновидческая реальность с повторами, зависаниями, распадающимися и меняющими форму предметами и пространством, причем сна тревожного и дурного, хоть чем-то и завораживающего. Жюри дало ему диплом «За пугающую таинственность, художественную красоту и формальную смелость». Допускаю, что все это справедливо, хоть такое кино и не моя чашка чаю.

Ну и третьим дипломом стал явный зрительский фаворит (кстати, он оказался и на втором месте фестивального рейтинга) фильм режиссера из Южной Кореи Ох Соро (Oh Seoro) - (OO), причем это не две буквы О, а дырочки, обозначающие ноздри. Формулировка диплома так и говорила: «За глубокое исследование содержимого ноздрей». Режиссер прославился еще своим предыдущим фильмом «Полуденный класс» с засыпающими школьниками, главный персонаж которого, очень похожий на самого режиссера, узнается и тут. Но в этот раз уже дело серьезнее – речь идет о соплях и нет такой метафоры, сопровождающей насморк, какую бы Ох не пустил в дело. Он чихает – и это бесконечно разряжающийся пистолет, взрывающийся мозг, как взрывается корабль на море, текущий нос, как открытый кран, как текущая труба, нос охвачен пожаром и горы скомканных использованных носовых платков заваливают стол, а соученики - отсаживаются подальше. Нос перестает дышать и вот уже задыхаются рыбы, а герой уже упал на дно океана, его заваливает камнями и т.д. Но лишь только насморк проходит – отваливаются камни из выхода в пещеру, поезда несутся в туннели и возникают цвета и запахи. В общем, кино это сделано невероятно лихо, ритмично и не надо быть пророком, чтобы сказать, что когда этот фильм будет выложен в интернет, он станет главных хитом осени для тех, кто простужен и весны для аллергиков. Кстати, сам Ох сказал, что все дело в его хроническом синусите.
Второй диплом ушел американке китайского происхождения Дански Тан

(Danski Tang) за фильм МИН (MING) с рассказом о китайской девушке, смущаясь, зарабатывающей в Америке работой моделью и тем, как она привыкает к тому, что ее формы, считавшиеся на родине слишком крупными, здесь воспринимаются как безусловная экзотическая красота. Жюри дало диплом с формулировкой «За уникальное исследование женской красоты на Востоке и на Западе». Мне это кино не показалось чем-то особенно запоминающимся, хотя было бы интересно узнать, это личные наблюдения автора, то есть она сама была моделью или история сочинена? Если это личный опыт, то, на мой взгляд, ценность его вырастает.

Ну и третий диплом жюри получил аргентинский режиссер Данте Забалла (Dante Zaballa) за фильм "Сторож" (PARKING ATTENDANT \ Cuidacoches). Данте рисует акрилом, карандашами и пастелью на бумаге яркие и небрежные картинки, и очень интересно наблюдать, как меняется их стиль от начала фильма, где бездомный певец, нарисованный как будто детской рукой, откашливается, как потом его бешеная песня превращается в яростный, почти абстрактный рисунок, а в конце, становится почти реалистической зарисовкой. Собственно, песня Cuidacoches, посвященная людям, живущим на улице, и определяет лицо этого фильма, у которого, как кажется, нет никаких амбиций, но есть много свободы. Вот он целиком

И приз в 3-й категории, к моей особенной радости, (поскольку я большой поклонник этого фильма, и даже включала в прошлом году в свой "топ года"), - это "Расставание" (SEPARATION) израильского режиссера Шахафа Рама (Shahaf Ram). Как выяснилось, Шахаф однокурсник по Бецалелю Иры Эльшанской, которая тоже приехала на Крок с новым фильмом, а кроме того, я узнала происхождение прекрасного русского перевода этого стихотворения в прозе, написанного автором-исполнителем Ариком Эбером (в англоязычном мире его профессия называется spoken word artist). Оказывается, сам Арик – российского происхождения, и Шахаф даже считал, что он сам перевел свой текст, но автор признался, что его русского на это все же не хватает и переводил музыкант Герман Рейтерман, которому большое спасибо. Рассказывать о фильме не буду, поскольку он есть целиком в сети, хотя мне очень нравится, как он работает с текстом не впрямую, а на ассоциациях, настроении, с фрагментами видео и т.д. Как я понимаю, это была вынужденная мера, поскольку времени было очень мало – всего полтора месяца, но получилось здорово. Кстати, трогательная деталь из разговора с автором на обсуждении фильма. Его спросили – личный ли это опыт. И Шахаф сказал, что история не его, но «мне все-таки уже 30 лет, у меня много разного опыта в жизни было, так что я мог вспомнить, посмотреть старые фотографии и так далее»

Четвертая категория (Фильмы продолжительностью 5–10 минут) уже не так была любима жюри и в ней вручили только 1 диплом, причем довольно неожиданной, хоть и очень обаятельной картине "Коснуться неба" (REACH THE SKY) канадского режиссера Дэниэла Стерлин-Альтмана (Daniel Sterlin-Altman). Этот фильм, как рассказал режиссер, был заказан квир сообществом, работающим над тем, как улучшить обстановку с толерантностью к людями разных рас, вер и сексуальных пристрастий. Так что с самого начала именно эта задача была главной, а еще сразу было решено, что играть в мультфильме будут куклы сделанные одной черной кукольницей из этой же общины и в них, конечно, было главное обаяние фильма, поскольку они вязаны крупной вязкой и очень смешные. В фильме есть песня, но сюжета практически нет: речь идет о том, как трое квир-друзей на трех машинах едут в некую волшебную страну, где каждый из них находит себе пару: буч-русалку, черного бородача с длинной косой и в юбочке и Фриду Кало с панковской прической. После чего все, счастливые, взмывают в небо, как сказано в описании фильма "гордые своей принадлежностью к квир сообществу" (описываю так подробно, поскольку трейлера в сети не нашла). Фильм этот смотрелся так легко и весело, что фестивальная публика его очень полюбила, а жюри дало диплому формулировку "За бесстрашное большое сердце и за чистую радость, с которой показано разнообразие человеческого опыта», но для меня в этой программе было много фаворитов, которых бы я предпочла этой милой картине.

Ну и лучшим фильмом в номинации, получившим приз, стал

ЖЁЛТЫЙ (YELLOW) словацкой режиссерки Иваны Шебестовой (Ivana Šebestova) – эффектный фильм о певице, которая боится желтого цвета, в первую очередь яркого света, и как только попадает в него, ей кажется, что она тонет. Рассказывать долго не буду, фильм есть в сети целиком, скажу лишь, что для меня до сих пор лучшим у Иваны остается фильм "Четыре", еще более загадочный и очень эффектный по дизайну – в "Желтом" дизайн более традиционно-сглаженный и не так застревает в памяти

Ну и пятая категория (Фильмы продолжительностью 10–50 минут) дало диплом с формулировкой "Анимационному Вергилию, проведшему зрителя по всем кругам ада» фильму Бориса Лаббе (Boris Labbé) ПАДЕНИЕ (THE FALL), который мне очень нравится и о котором я писала из Анси. А приз за лучший фильм, как я и ожидала, достался "Этому великолепному торту" (THIS MAGNIFICENT CAKE!)

Марка Джеймса Рулса и Эммы де Свэф (Marc James Roels, Emma de Swaef), о котором я тоже писала из Анси.

Перехожу к спецпризам жюри. Их три. О первом из фильмов я давно много слышала, но почему-то раньше на фестивалях не видела, а он уже много призов наполучал. Это «Кошачьи дни» (CAT DAYS) немецкого режиссера Йона Фрики (Jon Frickey), но сама история как будто происходит в Японии и все тут на японском языке. Впрочем, изобразительно – это вполне универсальный, простой и нарядный иллюстраторский дизайн в модном сегодня стиле. Тут главное – в истории и ее разработке. История простая и загадочная одновременно. Заболевшему мальчику доктор ставит диагноз, из которого следует, что он кот, анализ днк показывает то же. Папа волнуется, читает про котов, хочет взять из кошачьего приюта сыну друга, но сын хочет гулять с подружкой во дворе и совершенно не чувствует себя котом, а хочет оставаться мальчиком. История развивается так легко и без нажима, что ты все время не понимаешь: что происходит-то? Что это значит? И на этой же качательной ситуации, никак ее не разрешив, картина заканчивается, хотя и ясно, что мальчик (да и папа) для себя проблему решили. Но вот эта непрочность, загадочность очень прибавляет фильму обаяния.

Второй спецприз жюри отдало главному фавориту фестивальной публики – фильму Наташи Мирзоян «Пять минут до моря», очаровательной поэтической картине, где мы видим южный пляж, полный отдыхающих, глазами девочки, которую мама вытащила из воды и требует хоть пять минут посидеть на подстилке и отогреться. Время в глазах надувшейся нетерпеливой девочки течет очень медленно, а пляжная жизнь, вокруг нее оказывается полна маленьких чудес и фантастических происшествий. Кстати, реакция иностранных зрителей на этот фильм в очередной раз нам продемонстрировала непостижимость русской педагогики. Фильм всем очень понравился, но иностранцы не могли взять в толк: в чем дело, почему надо сидеть и ждать, а не купаться? И им хором объясняли, что любой российский ребенок регулярно слышал от родителей: «вылезай из воды немедленно, у тебя уже губы синие!».

Фильм этот у Наташи, насколько я знаю, родился из пляжных наблюдений и зарисовок яркими маркерами, для которых она потом, делая кино, искала какую-то особенную бумагу, позволяющую сохранить свежесть того самого непосредственного впечатления. Пляж, забитый голыми людьми, для всякого наблюдательного художника и режиссера - это кладезь смешных типов и ситуаций. Пляжный быт обнажает не только и не столько тела, сколько характеры и взаимоотношения. И одна сцена из Наташиных пляжных зарисовок стала толчком для фильма: пара зашедших в море грузных стариков и то, как любящая старенькая жена поливает стоящего на мели мужа морской водой из полиэтиленового пакетика. Сцена эта в смешном и нарядном фильме звучит неожиданно печальной и лирической нотой и переводит весь рассказ в другой регистр.

Третий специальный приз жюри «за лучший детский фильм» с приятным денежным дополнением в 5 тысяч евро и третье место профессионального рейтинга достались «Теории заката» Романа Соколова, прекрасному фильму, о котором я не раз уже писала. Хочу только сказать, что приз как будто окончательно узаконил ссылку этой картины в детскую категорию, что меня всегда изумляло, хоть и не сомневаюсь что детям она нравится тоже.

Ну и еще одна специальная награда - особый приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» - «За высший пилотаж», и тоже с пятью тысячами евро, а еще пятое место фестивального рейтинга, достались фильму «Стол» Евгения Бойцова (THE TABLE, Eugene Boitsov), украинскому дипломнику французской киношколы Пудрийер. Про это стильное кино, сделанное немного в духе иронических притч загребской школы, я уже не раз писала. А Женя, получая награду, сказал, что хотел бы в следующий раз побывать на Кроке, когда он снова поплывет по украинским водам к Черному морю. Ясно, что мы все бы этого хотели.

И, наконец, Гран-при и 7 тысяч евро получил совсем новый фильм Светланы Филипповой "Митина любовь" по рассказу Бориса Шергина, а не Бунина, как можно было бы подумать. Тут узнаваемая Светина графика с наивными черно-белыми персонажами, нарисованными углем (только самое главное, без лишних деталей) соединяется с такими же узнаваемыми ее режиссерскими приемами: сочетанием фигур разного масштаба и завихряющимися композициями, уносящими на периферию кадра все второстепенное и оставляющими в центре только самое важное. И тем не менее, при том, что кино мгновенно узнается, как «филипповское», оно для нее совсем новое: будто бы упал с плеч тяжелый груз, дававший трагизм всем ее последним картинам, появилась легкость и стремительность, а в юморе - настоящая веселость. Надо сказать, юмор в фильмах Светланы есть всегда, даже в самых тяжелых – он идет от самой картинки и характера анимации и дает возможность легче воспринимать драматизм. Но в «Митиной любви» смешливая интонация как будто стыдливо скрывает, а на самом деле подчеркивает лирику. Простодушного, один раз и навсегда полюбившего Митю, как будто ветер кубарем несет от начала фильма к счастливому финалу, на встречу с крошечной Марьей Ивановной. А в традиционных Светиных персонажах и сценах на этот раз очень органично возникают отголоски русского авангарда (считываются, например, провинциальные примитивистские сюжеты Ларионова, вроде сцен в парикмахерской) и более поздних наивных художников.

На этом пока все, в следующих блогах расскажу о других стоящих фильмах, не получивших призов, ну и о прочем интересном с фестиваля.

Блог БФМ