Загреб-Анси.
Четвертый фестивальный блог. Студенты, VR и прикладная анимация


Ну и, наконец, перейдем к студенческим фильмам летних фестивалей. Не могу сказать, что в этом году у меня много студенческих фаворитов. Но смотреть программы и в Загребе, и в Анси было интересно: студенты особенно быстро откликаются на актуальную повестку и острые темы: политика, насилие, неравенство, феминистский сюжет, уходящие старики и отношения с родителями – все это прямо считывается из программ дипломных фильмов.
Российских фильмов в конкурсе главных летних фестивалей было три: в Загребе – «Ручной» Кати Михеевой (Вышка), а в Анси «Здравствуйте, родные» Александра Васильева (ШАР) и «Кораблик» Анастасии Махлиной (ВГИК), о них я уже писала.

Теперь расскажу о моих фаворитах. Загребе это были два парадоксально придуманных, остроумных фильма. Love at the Crossroads южнокорейской студентки Hee-seung Choi – история о том, как она сама не может разобраться между своим идеальным воображаемым возлюбленным и реальным влюбленным в нее парнем. Юмор в том, что оба эти красавца, нарисованные в анимешной манере, совершенно одинаковые, зато лирическую героиню самоироничная режиссерка нарисовала нелепой и страшненькой в духе европейской анимации, что придает юмора и остроты спору глазастых героев за ее любовь и ее собственным переживаниям. Фильм получил спецупоминание в студенческом конкурсе.
Фильм Love at the Crossroads, реж. Hee-seung Choi
Второй очень смешной фильм из загребской программы (в Анси он тоже был, но в ночной спецпрограмме WTF) – Lust of Hunt латышской выпускницы Monta Andzejevska. Ее фильм сделан как машинима (а может быть просто стилизован под нее) из компьютерной 3D игры про охоту, превращенной в кровавую историю любви и ревности. Игрок-охотник, глазами, которого мы смотрим, встречает в лесу девушку, бросает ради нее охоту, но после короткого эпизода взаимной любви, обнаруживает, что она ему неверна. Юмор и прелесть этой истории именно в ее кондовой компьютерности, сопровождаемой кондовым же романтическим саундтреком – в том, как персонажи двигаются, неуклюже пытаясь соответствовать лирическим штампам и пародийным образом зависая в воздухе или застревая в деревьях, как тупые куклы.
Трейлер фильма Lust of Hunt, реж. Monta Andzejevska
Среди моих фаворитов из Анси – в первую очередь фильм Dcera / Daughter Дарьи Кащеевой. Даша Кащеева – москвичка, уехавшая учиться анимации в знаменитую чешскую школу театра и кино FAMU, фильм ее получил студенческий Кристалл Анси, а после этого уже успел взять студенческого Оскара. Печальная картина Даши – это воспоминание о детстве взрослой героини у постели умирающего отца. И оказывается, что в прошлом у нее остались обиды, ощущение недолюбленности и недостатка внимания от любимого и занятого папы. В детском воспоминании она сравнивает себя с погибшей птичкой и ждет, чтобы отец обнял ее и спас. У Даши очень авторские, далекие от глянца выразительные куклы, точный анимационный жест и кинематографические приемы близкие к игровому кино (вроде дрожащей ручной камеры) – они дают ее фильму дополнительную энергию.
Трейлер фильма Dcera, реж. Daria Kashcheeva
Второй особенно милый мне студенческий фильм из Анси – Bigoudis выпускницы французской киношколы Пудриер Marta Gennari. Прелестная история о доме престарелых, в который приехала стайка щебечущих парикмахерш и принесла радость старикам и старушкам. Легкая графика с бледными акварельными красками, добродушный юмор – все это выводит фильм про старость, о которой нынче много снимают, из ряда трагических сюжетов. Такое случается в картинах молодых режиссеров, любящих своих бабушек и дедушек, и с бОльшим юмором, чем их родители, воспринимающих проблемы, связанные со старением и деменцией.
Кстати, предыдущий фильм Марты, тоже сделанный с прекрасным чувством юмора и снятый, как диплом в итальянской киношколе вместе с Giulia Martinelli (он три года назад получил приз Крока) – Merlo, пародийно-алкогольная трактовка сюжета о Красной шапочке, - выложена в сеть целиком совсем недавно.
Фильм Merlo, реж. Marta Gennari, Giulia Martinelli
Теперь о других фильмах, которые мне показались интересными. Два израильских фильма из иерусалимской академии Бецалель: Alef B'Tamuz студентки Yael Reisfeld иронически рассказывая о мистической связи религиозных евреев с родственниками, к которым они пришли на могилу, похожий не то на фильмы про зомби, не то на сказку о плясках на Лысой горе. Симпатично и то, что рисованная анимация тут вписана в съемку реальной местности. Вот фильм целиком
Трейлер Alef B'Tamuz, реж. Yael Reisfeld
И Dreams of Elsewhere в режиссуре Naama Shohet, которая рассказывает свою личную историю о том, каково ей, еврейке, было жить со своим парнем арабом в Иерусалиме, где все настроено против. Наама использует в своем кино предметы, видео и прочее, что составляет реальную документацию ее сюжета. Мы покажем этот фильм в нашей «женской» программе на БФМ:
Трейлер Dreams of Elsewhere, реж. Naama Shohet
Фильм Sounds Good снял эстонец Sander Joon, ученик Прийта Пярна, пару лет назад проехавшийся по фестивалям мира с абсурднейшей и очень смешной короткометражкой «Велочушь». В этот раз его кино выглядит несколько более компьютерным, но по-прежнему абсурдно-безумным с неожиданным и парадоксальным юмором, а в центре сюжета – звукооператор, пытающийся записать звук растущих грибов
Трейлер фильма Sounds Good, реж. Sander Joon
Happy Ending – еще один фильм, основанный на документальной записи – онлайн свидетельстве анонимной корейской проститутки, мучающейся тем, что как будто должна получать удовольствие от своей работы. Но само кино – не нарратив, а скорее череда образов, метафор, вызванных этим рассказом. Фильм сняла кореянка EunJu Ara Choi, которая учится в Англии, в знаменитой киношколе RCA.Этот фильм тоже, как и Love at the Crossroads получил специальное упоминание в студенческом конкурсе Загреба и мы его тоже покажем в «женской» программе БФМ.
Трейлер фильма Happy Ending, реж. EunJu Ara Choi
The Ostrich Politic – резкое политическое высказывание дипломника французской киношколы Гоблен Mohamad Houhou, даже изобразительно весьма неожиданное для этой школы, любящей компьютерный 2D-рисунок. Мохамад сделал в 3D притчу о стране страусов, где принято считать манеру прятать голову – естественным инстинктом и даже доброй и уважаемой традицией. Само собой, герой, пытающийся изменить ситуацию, в конце концов терпит фиаско – страусиное население, переставшее прятать голову и увидевшее, что творится вокруг, становится небезопасным для власти и эксперимент прикрывают.
Фильм The Ostrich Politic, реж. Mohamad Houhou
I have problems венгерской дипломницы Zsuzsanna Debreczeni – попытка иронически разобраться в себе, в своих комплексах, проблемах на работе и депрессии. Проблемы героини выглядят как самостоятельные существа, отпочковывающиеся от ее тела, делая девушку почти инвалидом, изрыгающие ей в уши по ночам какую-то темную гадость (всякому понятно, что это такое), мешая ей спать и делая жизнь невыносимой. Этот фильм мы тоже покажем на БФМ.
Фильм I have problems, реж. Zsuzsanna Debreczeni
Nie masz dystansu / You Are Overreacting дипломницы из киношколы в Лодзи Karina Paciorkowska – настоящая феминистская «предъява». Карина строит свой фильм на документальных записях обывательских высказываний медиаперсон и обычных людей, мужчин и женщин, услышанных по телевизору или от случайных попутчиков – о том, как они себе представляют место и роль женщины в мире. Фильм называется «Ты не дистанцируешься» или «Ты слишком остро реагируешь» – то есть такой же обывательской реакцией на попытку возмутиться дискриминацией и унижением женщин. Этот фильм тоже войдет в нашу феминистскую программу.

Трейлер фильма Nie masz dystansu, реж. Karina Paciorkowska
Возвращаюсь к загребской программе. Фильм Ça mouille! / It's Wet! сняла во французской киношколе пара Alexis Godard и Nan Huang. Кино страннейшее: вся история построена на физиологии: испражнении, мастурбации и пр. и взаимоотношениях на этой почве между женщиной и существами, похожими на собак с ведрами вместо морд. Но при всей несколько отталкивающей физиологичности, нарисовано все легко, забавно, в веселенькой пастельной палитре. На самом деле категория отвратительного сейчас воспринимается студентами на ура, отвращение чуть ли не единственное сильное чувство, которое можно вызвать у зрителя наверняка, тогда как в том, что смешно или грустно нельзя быть уверенным. Я потом расскажу о подобном фильме в программе Анси.
Трейлер фильма Ça mouille!, реж. Alexis Godard, Nan Huang
Фильм Iam Twisq сняли студенты Red Wong и Ray Mok из Гонконга (руководил ими замечательный английский мастер ритмической абстрактной анимации Макс Хаттлер, который сейчас преподает в Гонконге). Взяв съемку Гонконга с высоты, студенты превратили эти урбанистические виды в детскую игру под музыку.
Фильм Iam Twisq, реж. Red Wong, Ray Mok
Grand Bassin снятый во Франции группой дипломников из École des Nouvelles Images (Héloïse Courtois, Victori Jalabert, Chloé Plat, Adèle Raigneau) – это вполне обычная история про жизнь бассейна и его обитателей, каких сегодня много, но мне нравится дизайн гигантских неуклюжих персонажей.
Трейлер фильма Grand Bassin, реж. Héloïse Courtois, Victori Jalabert, Chloé Plat, Adèle Raigneau
Cleaning in Progress выпускника эдинбургского колледжа искусств Grant Holden – не очень существенная, но симпатичная история крошечного уборщика с подземной парковки (парковка настоящая, а уборщик – кукла), которого не замечают люди, но вечно поучает его же швабра.
Трейлер фильма Cleaning in Progress, реж. Grant Holden
Cuticule выпускницы французской киношколы Эмиля Коля Marie Houssin – иронический хоррор ядреных цветов. Девушка убивает монстра, поселившегося в раковине, но, возможно, это не фантастическое чудовище, а образ ее равнодушного сожителя.
Фильм Cuticle, реж. Marie Houssin
Apfelmus / Applesauce австрийца Alexander Gratzer – очаровательное и совершенно абсурдное кино, где практически ничего не происходит, только меланхолические разговоры. Сначала мы видим пару антропоморфных птиц, беседующих о свободе и кажимости в гнезде. Потом двух поющих гвардейцев, охраняющих пещеру, а следом - пару полярных медведей из этой пещеры, беседующих о дуальности. И все они заинтересованы яблоком, упавшим с дерева. К сожалению тизера нет, но в сети есть всякое другое, например, вот такое удивительное кино Александра:
Фильм Im Wohnzimmer, реж. Alexander Gratzer
Еще одно женское высказывание – Las del diente испанской магистрантки Ana Pérez López из самой знаменитой американской школы CalArts. Это документальная анимация, где три героини рассуждают о давлении стереотипов, требующих от женщины обязательно быть матерью и протестуют против этого. Изобразительно сделано довольно стильно и изобретательно для такой чисто проблемной истории.
Фильм Las del diente, реж. Ana Pérez López
Wong, Bitter Gourd – фильм тайваньского дипломника Weng Chon Wong про взаимоотношения героя с отцом, почему-то живущим в холодильнике, и о том, как сын с ужасом видит, что с возрастом он становится похож на отца. Вполне обычное кино с претензиями к родителям, интересна прежде всего разнообразная техника.
Трейлер фильма Wong, Bitter Gourd, реж. Weng Chon Wong
В фильме Almost There французской дипломницы National Film and Television School Nelly Michenaud, фантастической истории про обычную поездку в электричке, тоже самое занятное – дизайн, соединение в героях рисованной анимации с реальными предметами.
Трейлер фильма Almost There, реж. Nelly Michenaud
Ну и последнее из студенческой программы Загреба – 3D анекдот Wild Love сделанный командой французских дипломников из École des Nouvelles Images (Paul Autric, Quentin Camus, Léa Georges, Maryka Laudet, Zoé Sottiaux, Corentin Yvergniaux). Это из тех грубоватых фильмов, которым суждено стать хитами интернета с с комментарием «ржачный мультик». История про романтическую пару, ненароком в лесу убившей грызуна, за что армия его сородичей устроила героям кровавую баню.
Трейлер фильма Wild Love,
реж. Paul Autric, Quentin Camus, Léa Georges, Maryka Laudet, Zoé Sottiaux, Corentin Yvergniaux

Перехожу к студенческой программе Анси.

Elise дипломницы лучшей швейцарской киношколы HSLU (Люцерн) Valentine Moser – одна из многочисленных историй в сегодняшнем тренде про стариков и деменцию. Элиз живет в доме престарелых, у нее Альцгеймер и она уже почти не узнает свою дочь – остаются только воспоминания. Все это мы уже слышали, никакого своего, оригинального подхода к теме нет, но неплохая графика, впрочем, тоже несколько усредненная.

Трейлер фильма Elise, реж. Valentine Moser
Heatwave – тоже вполне типичный сюжет об одном дне на жарком пляже с наблюдением за множеством типов, с главными героями – детьми. Его снял дипломник британской киношколы NFTS Fokion Xenox – и лучшее в фильме, как всегда у выпускников этой школы – изобретательное использование многочисленных «ручных» техник, в первую очередь предметной и пластилиновой анимации.
Трейлер фильма Heatwave, реж. Fokion Xenox
Hedge – фильм выпускницы американской школы CalArts Amanda Bonaiuto про семейный визит в похоронное бюро и детей, которые все время стремятся убежать и что-нибудь схватить и даже забраться в гроб, понравился мне своей графикой и движением, построенном на бесконечных повторах. Неудивительно, что трейлера этого фильма я так и не нашла, а гифок – полно.

Les Lèvres gercées - фильм выпускников французской школы Гоблен Fabien Corre и Kelsi Phung, причем с совершенно нетипичным для Гоблена дизайном (в последние годы у дипломников этой школы была очень однообразная графика). Короткая и драматическая история про разговоры сына-подростка с нервной, все время срывающейся в истерику мамой, которая его совершенно не слышит. А между тем, как ясно из тревожных вопросов ребенка и записи на автоответчике, оставленной школьным учителем, у мальчика проблемы с гендерной самоидентификацией, сложности с одноклассниками и вообще он на пороге суицида, а матери не до него.
Фильм Les Lèvres gercées, реж. Fabien Corre, Kelsi Phung
Не могу не сказать еще про два фильма из студенческой программы в Анси . Во-первых,«Оркеш» Ивана Ардашова из Казахстана с сюжетом про мальчика и отца-пастуха из казахской степи, и драматической, хоть в итоге и чрезмерно сентиментальной историей о том, как малыш спас отца от волков.
Фильм «Оркеш», реж. Иван Ардашов
И второй – Play for Today Дарьи Дзядок из Белорусской академии искусств – черно-белом сюрреалистическом рассказе о снах с довольно забавным дизайном.

Récit de soi / Oneself Story бельгийской дипломницы Géraldine Charpentier – это документальная анимация, построенная на рассказе девушки, которая осознала себя, как трансгендер и о том, как искусство, в частности кино, и интернет, помогли ей\ему в том, чтобы принять себя. Фильм этот мы тоже покажем.

Фильм Récit de soi, реж. Géraldine Charpentier
Приз жюри в Анси получил немецкий фильм Rules of Play режиссера Merlin Flugel, абсурдное кино, где персонажи без лиц участвуют в играх и соревнованиях по загадочным правилам. Кино довольно изобретательное, но такая высокая оценка его мне не очень понятна. Мне оно напоминает фильм А Table game ученика Пярна Nikolas Peteski, но тот был остроумнее. Тизера «Правил игры» в сети не нашла, но вот старый ролик того же Мерлина, стилистически похожий:
After School Club, реж. Merlin Flugel
А специальное упоминание жюри в студенческой программе Анси получил These Things in My Head - Side A дипломника бирмингемского университета Luke Bourne. Это тот самый фильм, который я поминала, говоря о тяге к отвратительному, как к сильному приему. Тут речь, видимо, о том, что творится в голове у ипохондрика: разнообразные паразиты, которые залезают в тело к парню, пока он спал на берегу, и теперь размножаются там, сжирая внутренности и мозг, заражая всех вокруг, и рождая гадких монстров, изображены тошнотворно подробно, хоть и не без юмора.
Фильм These Things in My Head - Side A, реж. Luke Bourne
Spolu sami – документальная анимация выпускницы чешской школы FAMU Diana Cam Van Nguyen, построенное на нескольких интервью с людьми, потерявшими любимых.Написано, что это рисованное кино, выглядит, как живопись, использующая ротоскоп.
Трейлер фильма Spolu sami, реж. Diana Cam Van Nguyen
Sweet Sweat в режиссуре Jung Hyun Kim, выпускницы Эстонской академии художеств, ученицы Пярна, фильм, который я бы назвала, как в анекдоте: «и эти люди запрещают мне ковырять в носу?». Ребенок увидел в щелку эротическую сцену между родителями, взволнован и хочет получше рассмотреть, что они делают. Мне нравится дизайн и то, как придуманы персонажи. От мамы мы видим только пышное тело без головы, от папы вообще только гигантскую руку. А ребенок – это практически только круглая головка с глазами.
Трейлер фильма Sweet Sweat, реж. Jung Hyun Kim
Swatted, снятый французским дипломником Ismaël Joffroy-Chandoutis, подается как документальная анимация (для дипломного фильм очень длинный – почти 22 минуты) и рассказывает удивительные факты о том, как в США люди, играющие онлайн, сталкиваются в реале с нападениями кибер-преступников. Делается это так: кибертролли узнают имя и адрес играющего, фальсифицируют его номер и как будто с него делают звонок на номер 911. Сразу после этого вооруженная до зубов команда спецназа врывается в дом к игроку и пугает его до смерти. Эта «шутка» транслируется в прямом эфире, чтобы все могли посмеяться. Для фильма, соединяющего видео с ютьюба с графикой, как будто опутывающей сетями мир, важно вот это странное соединение реального мира с воображаемым. Кино кажется несколько затянутым, но драйв и напряжение в нем есть.
Трейлер фильма Swatted, реж. Ismaël Joffroy-Chandoutis
Ну и напоследок перейду к конкурсу VR – в этом году впервые он был полноценным и в Загребе, и в Анси, в Анси даже построили отдельный шатер, где любой мог бесплатно посмотреть фильмы, не попавшие в конкурс. Программы их полностью отличались, французский конкурс имел несколько более развлекательный характер, но в целом оба выглядели очень разнообразно и показывали большой спектр возможностей от ужасов и детских сказок до документальных сюжетов, которым VR давал большую возможность погружения.

Для меня самым сильным из всех был фильм, победивший в Загребе – документальная история, Accused #2 Walter Sisulu, снятая двумя французскими режиссерами Nicolas Champeaux, Gilles Porte на основе архивных записей 1963-64 годов слушания по делу Уолтера Сисулу, соратника Нельсона Манделы по борьбе с апартеидом. Ему грозила смертная казнь, но он был приговорен после этого суда к пожизненному заключению (и освобожден через 26 лет). Фильм этот, в отличие от других, были выполнен в очень простой черно-белой двухмерной графике. Надевая VR-шлем мы как будто попадаем в угольно-черный мир Уильяма Кентриджа, видим, как живут черные рабочие, стоим в зале суда, окруженные зрителями и судьями и слушая перекрестный допрос Сисулу, находящегося прямо перед нами, взлетаем над залом, где так наглядно разделение на белых и черных, и над мрачным городом, где живут бедняки.
Трейлер фильма Accused #2 Walter Sisulu, реж. Nicolas Champeaux, Gilles Porte
Второй фильм в Загребском конкурсе, который мне понравился – новое музыкальное видео Ni Lah, которое для болгарской группы Kottarashky, Milenita & The Rain Dogs снял Теодор Ушев. Необычность этой картины в том, что это абстрактное черно-белое изображение, грубовато-размашистое и явно нарисованное рукой, то есть в нем как будто ничего не хочет нас развлекать, и тем не менее, надевая шлем, ты как будто улетаешь в это пространство, рисунки Ушева кружатся вокруг тебя, как космос и это совсем особенное ощущение. Вот тут фильм целиком и изображение даже можно вертеть, но ощущения виртуальной реальности все же не передает:
Фильм Ni Lah, реж. Luca Tóth
В Загребском конкурсе VR-фильмов участвовало 7 короткометражек, их показывали в удивительном тоннеле под горой, говорят, в 90-е годы тут был самый большой в Европе рейв. Специально для фильма Songbird английской режиссерки Lucy Greenwell, специализирующейся на документальном материале, там построили отдельный шатер. Фильм этот был сделан по заказу The Guardian об исчезнувшей птице ʻōʻō, дизайн и анимацию для него разрабатывали Ури и Михаль Краноты, сейчас живущие в Дании. Таким образом, надевая шлем и залезая в шатер, зритель как бы попадает в пышный тропический лес и, лежа на утесе, слышит последнюю запись песни исчезнувшей птицы, сделанную в 1984 году.

Остальное было менее интересно. Вот разве что для развлечения клип Gaël Faure – Siffler, его снял француз François Narboux и его можно посмотреть, используя повороты на 360° на экране (хотя сам по себе фантастическая 3D компьютерная графика на мой взгляд скучная).
Фильм Siffler, реж. François Narboux
Не могу тут не рассказать еще и о загребском мастер-классе канадского продюсера Марка Бертрана – он всегда меня очень вдохновляет своим энтузиазмом по части новых технологий. Несколько лет назад я была на его лекции, где он рассказывал о канадских проектах со стерео анимацией, теперь он увлечен виртуальной реальностью. Он говорил о новых эмоциях, которые приносит новый опыт, связанный с VR и к этому рассказывал про несколько впечатляющих VR проектов (не анимационных). Два из них поразили и меня. В одном из них люди в VR-шлемах оказывались в метро и видели, как в вагон входили хулиганы и начинали драться. И Бертран уверял, что прямо чувствовал вкус крови на губах. Но самое интересное – проект, в котором пятеро участников в VR-шлемах усаживали за стол с тарелками. Перед этим каждый должен был выбрать одну из пяти ролей, среди которых были члены семьи (отец с матерью и сын с дочерью), плюс подружка сына. Бертран выбрал роль подружки, поскольку хотел получить какой-то новый опыт. Он говорит, что видел свое тело как женское и молодое. Перед «семейным ужином» он пошел на кухню, где отец вынимал из холодильника торт. Дернулся и плеснул случайно девушке (Марку) соусом на грудь. Бертран говорит, что инстинктивно дернулся, но тут «отец» стал стряхивать пролитое с «ее» груди и Марк признался, что это было неприятно – он так же инстинктивно отстранился. Потом все уселись за стол. В тарелках полно, а мать все накладывает. Марк говорит: отказаться неловко, я ж не член семьи. К тому же мать много пьет и постепенно напивается, сын на нее кричит, требует, чтобы перестала пить. И тут Марк говорит: я инстинктивно касался рукой своего соседа, который был «моим бойфрендом»: успокойся. А потом у матери была истерика оттого, что она беременна. Причем, как они выяснили потом, у всех был один сюжет, а у матери другой – до ужина она была в ванной и получила анализ, что беременна. А за столом она видела, что тарелки пустые и надо людей как-то кормить. Это была история про разницу восприятий. Кстати, после мастер-класса Бертрана еще немного о VR, уже как режиссер, говорил Ури Кранот, который признавался, что раньше считал виртуальную реальность фокусом, в котором нет искусства, а теперь видит свет в конце тоннеля и что впереди много интересного.

Продолжаю. В Анси было целых 9 фильмов в конкурсе и они представляли разные варианты подхода к VR. Кристалл Анси за лучшую работу VR получил аргентинско-французский фильм Gloomy Eyes режиссеров Jorge Tereso, Fernando Maldonado – сказочка про дружбу обычной девочки с мальчиком-зомби. Обаяние приема было в том, что надевая шлем, ты как будто попадал, как великан в мир этой сказки и жизнь ее маленьких обитателей разворачивалась на холмах вокруг тебя.
Трейлер фильма Gloomy Eyes, реж. Jorge Tereso, Fernando Maldonado
Меня больше всего интересовала Gymnasia замечательных канадских кукольников Chris Lavis, Maciek Szczerbowski (они, например, сняли «Мадам Тутли-Путли»). Тут, надевая шлем, ты попадаешь в спортивный зал старинной гимназии, полный призраков. И хотя ничего особенного не происходит, все равно страшно, просто от этой мастерски созданной обшарпанной среды, ее шорохов, теней, выпрыгивающих мячей и так далее.
Трейлер фильма Gymnasia, реж. Chris Lavis, Maciek Szczerbowski
Еще интересным опытом оказался Wolves in the Walls, Chapter 2, It's All Over! американца Peter Billington, снятый по сказке Нила Геймана. Тут вокруг тебя существуют персонажи в человеческий рост, ты как бы попадаешь в квартиру Люси, слышащей вой волков внутри стен. Ты оказываешься ее невидимым другом и это очень любопытное ощущение, когда ребенок из мультфильма, стоящий рядом, обращается к тебе напрямую, прося помощи, а ее мама рядом тебя не видит.

Фильм Le Cri VR французов Sandra Paugam, Charles Ayats про «Крик» Мунка, пожалуй, обещал больше. Оказалось, что это скорее биографическое кино, где VR, в котором из картины летели протуберанцы и пол под ногами рассыпался, рассказывал о психологическом состоянии художника, его «демонах». Правда, было интересно, что давали пульты, с помощью которых у тебя как бы появлялись руки, которые могли погрузиться в картину и пр.
Трейлер фильма Le Cri VR, реж. Sandra Paugam, Charles Ayats
Австро-немецкий фильм tx-reverse 360°в режиссуре Virgil Widrich, Martin Reinhart был скорее экспериментальным. Интересно в нем было то, что ты оказывался как бы в реальном кинотеатре и в какой-то момент обращал внимание, что все зрители оборачиваются на тебя. И тут пространство начинало искривляться. Трейлера не нашла, но есть ролик о том, как этот фильм снимали.
Ролик о съемках фильма tx-reverse 360°
И еще один любопытный VR-опыт – фильм о первой мировой войне на музыку Анны Мередит - Nothing to Be Written английского режиссера Lysander Ashton. Главной темой тут были открытки со специально заготовленным текстом, которые, оказывается печатали для солдат, чтобы посылать с войны. Открытки летят, но в то же время ты попадаешь то в дом, где этих открыток ждут, то в казармы или в траншеи войны, откуда их посылают.
Трейлер фильма Nothing to Be Written, реж. Lysander Ashton
Теперь – краткий пробег по лучшей коммерческой анимации Анси, который в этом году было не слишком много. Кристал Анси получил фильм Ted-Ed "Accents" австралийца Robertino Zambrano, полуабстрактная анимационная интерпретация стихотворения Дениса Фромана «Акцент».
Фильм Ted-Ed "Accents", реж. Robertino Zambrano
А приз жюри в этой же категории - #TakeOnHistory "Wimbledon" компании SMITH & FOULKES – минутная история Уимбдонского турнира, где стилистика меняется в соответствии со сменой эпох.
Фильм #TakeOnHistory "Wimbledon"
Из той прикладной анимации, которая была в программе, мне понравились:

Нарядный клип испано-французского производства Deseisaocho (D6A8) "Limones", живопись на стекле режиссерки Daniela Godel:
Клип Deseisaocho (D6A8) "Limones", реж. Daniela Godel
И эффектный The Beatles "Glass Onion" английских режиссеров Alasdair Brotherston и Jock Mooney, сделанный к 50-летию «Белого альбома» и анимационно реанимирующий культовый коллаж Ричарда Гамильтона.
Клип The Beatles "Glass Onion", реж. Alasdair Brotherston, Jock Mooney
Конечно, ролик к прошлогоднему КРОКу, сделанный Suresh Eriyat:
Ролик KROK 2018 "Steps", реж. Suresh Eriyat
И самый смешной из фестивальных тизеров (а было много хороших) – у Оттавы OIAF 2018 "Signal Film"в режиссуре Chintis Lundgren:
Ролик OIAF 2018 "Signal Film", реж. Chintis Lundgren
Из классических рождественских роликов больших компаний был забавный Manor "The Gift" студии AGAINSTALLODDS:
Manor "The Gift", студия AGAINSTALLODDS
И из сильных социальных роликов – одна из частей проекта американской школы CalArts UN Women's HeForShe, в котором студенты снимали короткометражки про гендерное равенство. В фильме Kyungwon Song статистика, связанная с насилием над женщинами, анимируется прямо на женских телах.
Проект UN Women's HeForShe, реж. Kyungwon Song
В телевизионной категории Кристалл Анси получила очередная 26-минутная часть прославленного кукольного цикла «Паника в селе» – Panique au village "La Foire agricole" бельгийских режиссеров Vincent Patar и Stéphane Aubier, в которой придурки индеец и ковбой делают машину времени, чтобы попасть на сельскую ярмарку. Фильм невероятно смешной (как, впрочем, почти всегда в этом цикле) и я надеюсь, что мы сможем его показать на БФМ. Других победителей я не видела.
Трейлер фильма Panique au village "La Foire agricole", реж. Vincent Patar, Stéphane Aubier
На этом все. Уф, успела дописать до начала Крока!
Читайте в Блоге БФМ:
Студия Большого фестиваля мультфильмов
Блог БФМ