Блог КРОКа-2019.
Часть 1. Призеры и студенты


Наконец, надо рассказать про лучшие фильмы Крока, пока не закончился год. Начну с роликов: целых три штуки к 30-летию фестиваля сняли снова в этом году на индийской студии Eeksaurus любимца Крока Суреша Эрията, только в этот раз снимал под руководством Суреша молодой режиссер Nijin Nazeem. Все три поразительно разные.
Вот первый, «Путешествие Крока» с отсылками к Кандинскому и Миро.
Вот второй, Colossal Vessel, с отсылкой к детским рисункам:
И третий, «Рождение Крока», понятное дело, отсылает к «Королю Льву» и немного стилизуется под ретро.
Теперь о фильмах. Я уже как-то писала о Кроке, что в этом году несколько сквозных тем, случайно-неслучайно складывающихся на фестивале были особенно очевидны. Главной была та, которая выглядела вполне формальной - космонавтских шлангов, пуповин и др. Так что уже со второго дня фестивальная публика принималась хохотать лишь только видела что-нибудь в этом роде. На самом деле, конечно, все эти совпадения не были случайными, а просто среди многочисленных сюжетов, посвященных семье, стали заметны сюжеты о связи ребенка с матерью, которая так сильна, что начинает душить обоих, не давая им жить своей жизнью. Несколько лет назад мы видели на эту тему чудесный фильм польской режиссерки, теперь живущей в Германии, Паулины Жиолковской «О, Мать!».
Трейлер фильма OH MOTHER!, реж. Paulina Ziolkowska
Близкий сюжет совсем недавно был в курсовом фильме «Ручной» у Кати Михеевой. И это воспринималось, как высказывания молодых, которых материнская любовь связывает по рукам и ногам. А в этом году на эту тему решили высказаться мастера, и акцент вышел совсем другой: речь шла о стариках, которые уходят, унося с собой еще и любовь, так нас поддерживавшую.

Фильм Константина Бронзита «Он не может жить без космоса», который можно рассматривать как сиквел его хита или совсем отдельно, был первым разговором на эту тему. Мастер рассказывания историй, Бронзит, получил спецприз жюри с формулировкой «За режиссуру нарратива» но, получая награду, вечно недовольный собой режиссер, говорил, что среди молодых и талантливых чувствует свою манеру рассказа олдскульной, а кроме того надеялся, что тема космоса и шлангов будет Кроком закрыта. Я, честно говоря, не думаю, уж очень это понятная метафора.

Трейлер фильма «Он не может жить без космоса», реж. Константин Бронзит
Вторым стала «Пуповина» Александра Бубнова, где тоже самой сильной частью истории стал ее финал – смерть матери, без которой ее взрослый сын теперь не знает, как жить (этот фильм получил диплом «за дизайн и анимацию» в категории фильмов «от 5 до 10 минут»).
Трейлер фильма «Пуповина», реж. Александр Бубнов
Еще один фильм в программе с той же метафорой-пуповиной, но несколько другим смыслом – дипломная работа студента из университета искусств японского города Тама (кстати, в последние годы весьма заметного своими яркими выпускниками) Казуки Юхара «Аборту» (MOWB \ Kazuki Yuhara). Этот фильм, хоть и нарисован вручную, но использует VR- технологии, а значит мы на фестивале, видевшие его на экране, а не в VR-шлеме, недополучили по крайней мере половину впечатления. Смысл нарисованного в модном графическом стиле фильма, где мать и дочь соединены пуповиной, автор объясняет так: «название «Аборту» (MOWB) является отражением слова «Утроба» (WOMB) на поверхности воды. Эта мифология слова символизирует «зеркальное отображение матери и дочери». Дочь в этой истории связана с матерью пуповиной, через которую она впитывает жизненную силу своей матери, чтобы продлить свою собственную жизнь. Когда жизнь матери полностью поглощена, дочь, слившись с матерью воедино, решает стать матерью сама». Фильмов, где дочь, вырастая, превращается в мать, немало, но здесь было интересно, что, как пишет режиссер «замкнутое пространство в этом VR-фильме было создано для имитации пребывания в утробе матери». Фильм этот, впрочем, на Кроке наград не получил.
Трейлер фильма MOWB, реж. Kazuki Yuhara
Но лучше отвлечемся от общих тем и пойдем по порядку. Сначала о победителях. За награды в первую очередь отвечало жюри, которое состояло из американки Нины Пейли (председатель), швейцарки Изабель Фаве, эстонца Уло Пиккова и хорвата Даниэля Шульича, а также нашей Светланы Андриановой. Каждый из них выступил еще и с мастер-классом, что было очень интересно и по-настоящему стоило бы отдельного рассказа.

Начнем с дипломников. Кстати, удивительная деталь обнаружилась в формальных правилах: для студентов на Кроке теперь есть только категория дипломных фильмов, поэтому, если студент обнаружил талант и снял хороший фильм еще до выпуска, пусть даже на первом курсе, и фильм отобрали в программу, то его ставят соревноваться не с дипломниками (поскольку это не диплом), а в общий конкурс с мастерами, что, конечно, лишает его адекватного контекста. В этом году так было с фильмом Кати Михеевой «Ручной».

Приз за лучший диплом получила Капюсин Мюллер (в прошлом году она уже была на Кроке с прелестным клипом) с выпускным фильмом из знаменитой бельгийской киношколы KASK про эмиграцию, который у нас перевели, как «Нидергария» (DUTCHGARIA \ Capucine Muller), тут название – контаминация из двух названий стран. Капюсин, сначала поучившаяся анимации во Франции продолжала свою учебу в Венгрии в MOME , потом поехала доучиваться в Бельгию, как сейчас делают многие молодые, любящие учиться и много лет путешествующие из одной страны в другую. И этот свой опыт бесконечной смены стран, правил и языков проявился в гротескном и драйвовом фильме с бешеной дизайнерской эклектикой, где героиня в чужой стране доходит до паники, никак не умея понять, что все от нее хотят. Помогает ей только развозчик пиццы с головой китайского дракона, как видно и сам иммигрант.
Трейлер фильма DUTCHGARIA, реж. Capucine Muller
Эмиграция и иммиграция – существенная сегодня тема, фильмов об этом хватало, так что к этому сюжету мы еще вернемся.

Видимо, студенческие фильмы показались жюри особенно удачными, поэтому дипломов им дали целых четыре. Первый диплом жюри с загадочной формулировкой «За самый особенный и уникальный фильм» получил Август Никласен из набирающей обороты датской киношколы The Animation Workshop - «Степень прожарки» (DEEPNESS OF THE FRY \ August Niclasen). Сам он про свой фильм пишет, что «это абсурдный экзистенциальный кризис, замаскированный под фильм-коллаж». Искусственный голос в его фильме уныло сообщает, что все мы одинаковые и никто не уникален – собственно, все то, что каждый сам говорит себе в момент, когда уперся в стену, отчаялся и чувствует себя бездарным. Для студентов-аниматоров, как мы часто видим, такие кризисы оказываются продуктивным источником идей, а делая фильмы об этом, они как будто проходят курс психотерапии.

Фильм DEEPNESS OF THE FRY, реж. August Niclasen
Тема депрессии, кризиса и т.д. – тоже очень актуальная, особенно для молодых режиссеров. И еще один диплом среди студенческих фильмов получил с формулировкой «За черный юмор и настроение» (хотя, не думаю, что это настроение нуждается в награде), фильм «Рамули» французского выпускника Янна Ле Бота (RAMOULI \ Yann Le Bot), отчаянный фильм про депрессию, обесценивание и тому подобное. Впрочем, кудрявый Янн на фестивале совершенно не выглядел несчастным. К этому сюжету нам тоже еще придется вернуться. Вот фильм целиком.

Третий диплом жюри, с формулировкой «За дизайн» получила французская студенческая команда киношколы École des Nouvelles Images из Авиньона за милый фильм «Большой бассейн» с уже несколько надоевшей в последнее время (очень уж их много) историей-картинкой о жизни в бассейне, его сняли Элоиза Куртуа, Виктори Жалабер, Клоэ Пла, Адель Реньо (GRAND BASSIN \ Héloïse Courtois, Victori Jalabert, Chloé Plat, Adèle Raigneau). Я уже писала о нем с летних фестивалей, но теперь он целиком в сети:
Фильм GRAND BASSIN, реж. Héloïse Courtois, Victori Jalabert, Chloé Plat, Adèle Raigneau
Ну и последний диплом с формулировкой «За шарм и неожиданность» получил Александр Васильев из школы-студии ШАР за фильм «Здравствуйте, родные», о котором я не раз писала. А завершая перечисление студентов-призеров, нельзя не сказать о том, что приз зрительских симпатий получил тоже выпускной фильм – «Ныряльщица» Юлии Войтовой (THE DIVER \ Iulia Voitova), снятая во французской киношколе Пудриер, о которой я тоже не раз писала. Но мне кажется важным, что зрительский приз, пусть даже от зрителей-профессионалов, которые голосовали на Кроке, получило кино тонкое и непопсовое.
Перейдем ко второй категории – первым профессиональным фильмам, дебютам. Приз в ней получили парадоксальные «Детки» швейцарца Михаэля Фрая (KIDS \ Michael Frei), о которых я писала из Загреба. А дипломы – стильное кино венгерской режиссерки Надьи Андрашев «Симбиоз» (SYMBIOSIS \ Nadja Andrasev) с формулировкой «За графический стиль», фильм о тайных поисках жены, живущей с мужем-изменщиком, о котором я тоже писала из Анси, но, к сожалению, трейлера его в сети так и не появилось, зато есть сайт с кадрами.

Дипломов в этой категории было только два и второй получил фильм про эмиграцию «Бумага или пластик» Наты Метлух (PAPER OR PLASTIC \ Nata Metlukh) из США с формулировкой «За сюрреалистическое повествование». Тут тоже включился личный опыт эмиграции Наты, которая уехала из Украины в США, а училась анимации еще и в Эстонии у Прийта Пярна. В ее фильме, который, конечно, обостряет ситуацию, но нисколько не делает ее сюрреалистической, идет рассказ о художнике-граффитисте, мечтавшем в великой стране продолжать заниматься искусством, но не выдержавшем давления и ксенофобии. Режиссер размышляет о том, что не только в другой стране ты никогда не станешь своим, но и вернувшись через какое-то время на родину, ты тоже чувствуешь себя чужим. И соотечественники провожают тебя раздраженным: «Понаехали!».
Фильм PAPER OR PLASTIC, реж. Nata Metlukh
К третьей категории относятся уже фильмы мастеров. Самые короткие: до 5 минут. Тут приз получил «Голос за кадром», сделанный командой, назвавшей себя CaLM! - Клаудиа Кортес Эспехо, Лора Д'аддацио, Матильда Реми за месяц в брюссельской резиденции. Продолжая валять дурака, назвали производящую компанию «I Do What I Want Production», а свои роли в команде распределили так: Lora D'Addazio (BE) EVIL BITCH, Mathilde Remy (FR) HOLY BITCH, Claudia Cortés Espejo (ESP) NEUTRAL BITCH. Режиссеры для простоты использовали видео и фотографии в качестве фонов для своих упрощеных героев, но сама история в духе "кино про кино" получилась парадоксальной и очень обаятельной. Голос в голове у героя, не дающий ему жить тем, что постоянно "описывает его жизнь", оказался закадровым, самоубийство герою не удалось потому, что, падая с моста, он зацепился за финальные титры, а потрясающая девушка, вошедшая в ресторан так, что все вокруг превратилось в замедленную съемку, шла к герою так долго, что он соскучился и ушел домой.
Трейлер фильма THE VOICE OVER, реж. Claudia Cortes Espejo, Lora D'addazio, Mathilde Remy
Видимо, эта категория не показалась жюри урожайной, так что дипломом в ней наградили только один фильм – «Шесть» китайского режиссера Чэнь Си (THE SIX \ Chen Xi, An Xu), задуманного им с ныне уже покойным соавтором Ань Сюй с формулировкой «За уникальное построение кадра». Кадр в этой медитативной картине строится как триптих, где по бокам круглые экраны с меняющимися фазами луны, в одном из которых ходит женщина, а в другом – цапля. А в центре – ромб с шесть раз повторяющимся сюжетом о любовнике, пришедшим к женщине, но увидевшем в окне другую – все это в стиле старинных китайских эротических открыток.

Четвертая категория - фильмы продолжительностью 5–10 минут. Лучшим фильмом в ней назвали «Последний день осени» швейцарки Маржолен Перретен (THE LAST DAY OF AUTUMN \ Marjolaine Perreten) – тихое и нежное кино про лесных зверей, решивших в последний день осени устроить гонки на велосипедах, собранных из обломков. Фильм полон очаровательных деталей вроде того, как гонщики перепугались хлопушки на старт или как не столько соревновались, сколько помогали друг другу – замерзающей белке, робким улиткам и впадающему по дороге в спячку медведю в то время, как зима их уже догоняла и морозными клубами дышала им в спину. Маржолен уже не в первый раз на Кроке, несколько лет назад у нее был прелестный фильм про деревенский фестиваль духовых оркестров «Праздничный ветер», за который она получила приз критики.
Трейлер фильма THE LAST DAY OF AUTUMN, реж. Marjolaine Perreten
Диплом в этой категории тоже был только один – «Пуповина» Александра Бубнова, о котором я уже говорила.

Пятая категория - для самых длинных фильмов, от 10 до 50 минут. Лучшим фильмом тут назвали «Пойду за сигаретами» Османа Серфона (I'M GOING OUT FOR CIGARETTES \ Osman Cerfon) из Франции, о котором я писала из Анси и Загреба, для меня - одна из лучших картин года. А диплома в этой категории дали два (вообще очень сильная категория была): фильму Изабелы Плючиньской «Портрет Сюзанны» (PORTRAIT OF SUZANNE \ Izabela Plucinska) по роману Роланда Топора с формулировкой «За воплощение ночного кошмара в жизнь». Я писала об этом фильме из Анси, где он был не в конкурсе, а участвовал в специальном показе. А второй диплом дали картине, которая была одним из самых сильных моих впечатлений на Кроке – «Блестящая случайная смерть» (хотя, на мой взгляд, название стоило бы переводить как «Блаженна случайная смерть», это строка из стихотворения) Серджиу Негуличи из Румынии (THE BLISSFUL ACCIDENTAL DEATH \ Sergiu Negulici). Вообще, как я поняла, для Серджио это первый авторский фильм, хотя он опытный режиссер, художник и аниматор, но работал в основном на чужих проектах, в частности, с Анкой Дамиан. Фильм этот полностью сделан на компьютере, но изумительно имитирует рукотворные техники – рисование углем и технику перекладки из бумаги. Этот фильм получил диплом «За соединение документалистики и фантазии» и за этой формулировкой стоит интересная история. Серджио пошел как-то в антикварную лавку и увидел в ней работы художницы Марты Динеску, жены художника-дадаиста Стефана Динеску, известной тем, что имела отношения со многими знаменитостям в блестящий период расцвета румынского искусства дада. А на обороте одного ее раннего рисунка было написано таинственное любовное стихотворение, как сказал продавец, обращенное к другому поэту, про связь с которым ничего не было известно. Художница была еще жива, хоть ей было 105 лет, и жила в доме престарелых. Серджио сходил к ней и она, хоть и признала свой рисунок, не стала говорить кому адресовано стихотворение и больше встречаться не захотела, как ему показалось, не хотела об этом вспоминать. Из этих двух реальных эпизодов Серджио сделал начало и конец истории, нарисовав их в духе тех самых рисуночков Марты. А сам фильм – это путешествие через поезд-время, полный сюрреалистических видений, где и герои, и весь мир выглядят сделанными из бумаги и оттого особенно уязвимыми. А главная героиня – возникающая в каждом вагоне сама Марта от юности до старости, когда она уже сидит в окружении надгробных памятников своим знаменитым друзьям. Кстати, сейчас Сержио снимает свой второй фильм и на фестивале дарил всем открытки, на которых используя специальное приложение, через телефон можно было увидеть танцующего героя будущей картины. «Блестящая случайная смерть» снята еще в 2017-м году и за прошедшие два года много призов наполучала, но почему-то я ее на фестивалях за это время не видела. Хорошо, что это произошло хотя бы на излете ее фестивальной карьеры, а недавно Сержио выложил фильм в сеть.
Фильм THE BLISSFUL ACCIDENTAL DEATH, реж.Sergiu Negulici
Теперь о специальных призах жюри. Их было три, не считая награды Бронзиту, о которой я уже говорила. Во-первых, спецприз «За технические достижения», отданный фильму «Люби меня, бойся меня» (LOVE ME, FEAR ME \ Veronica Solomon) немецкой дипломницы румынского происхождения Вероники Соломон. Сама формулировка для награды меня, честно говоря, смущает (не знаю, насколько приятно она звучит для режиссера), хотя нет сомнения, что работа Вероники восхитила зрителей именно анимационным мастерством, а не историей, которая казалось не слишком внятной или режиссерским языком, который выглядел совсем простым. Танцующие в стремлении завоевать публику пластилиновые герои прямо заворожили профессиональную аудиторию качеством пластики и мастерской анимацией, кое-кто даже предполагал, что это сделано на компьютере, но был сразу посрамлен бывалыми пластилинщиками.
Трейлер фильма LOVE ME, FEAR ME, реж. Veronica Solomon
Специальный приз за лучший детский фильм отдали симпатичной «Бамбышке» француженки Эмили Пижар (BUTTERBOO \ Emilie Pigeard), которую я бы даже не стала называть детской, а скорее вполне актуальным для взрослых прославлением бодипозитива через забавную графику в духе детского рисунка. Это история про кошку, которая «после незначительной операции» (тоже сюжет, достойный обсуждения, особенно в формате детского кино) начала неостановимо толстеть, и, потратив много сил на то, чтобы вернуться в форму, плюнула и решила получать удовольствие от того, чтобы оставаться толстухой. Вот трейлер фильма.

Последний спецприз – особую награду имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» – «За высший пилотаж» вручили очень смешному фильму «Томас в долине диких волков» эстонки Кинтис Лундгрен (TOOMAS BENEATH THE VALLEY OF THE WILD WOLVES \ Chintis Lundgren), снятому в копродукции Эстонии с Хорватией и Францией (копродукция сегодня – удел всех амбициозных проектов и французские компании, охотно участвующие в производстве фильмов именитых режиссеров, стоят в титрах чуть не каждого третьего фестивального фильма). История сексапильного волка Томаса, из инженера превратившегося в жиголо - приквел предыдущих фильмов Кинтис, исследующих гендерные роли в мире антропоморфных волков, лис и кошечек (об этом фильме я писала в репортаже с летних фестивалей).

Ну и, наконец, Гран-при – его получил фильм «Незабываемое» знаменитого французского кукольника Брюно Колле (MEMORABLE \ Bruno Collet) – мастерски сделанный (что особенно ценится в анимационной среде), к тому же посвященный актуальной сегодня теме деменции и очень берущий публику за душу своей мелодраматической интонацией. Об этом фильме я писала в репортаже из Анси. У Колле безусловно качественное кино, я вообще люблю его фильмы, особенно «Калипсо» и «Маленького дракона» с их ироническим тоном и синефильством. В «Незабываемом» тоже есть немного иронии, что помогает воспринимать несколько чрезмерный мелодраматизм, но в целом фестивальный успех этого фильма меня удивляет. Зрительские призы естественны для кино такого склада (кстати, только что он взял главный зрительский приз в зарубежной программе БФМ-2019), но призы, данные жюри и Анси, и Крока, в программах которых хватало более сложного и передового кино, меня несколько разочаровали.

На этом о призерах все. Перехожу к рассказу об остальных запомнившихся фильмах программы, которых я не видела на других фестивалях. Начнем с самой богатой категории - со студентов.

Во-первых, студенты всегда первыми откликаются на самые острые и трендовые темы. Вот, например, сюжет про старость, деменцию и т.д. (вспомним не только про Гран-При Крока и Анси «Незабываемое», но и что три года назад «Кристалл» Анси тоже получил фильм про деменцию «Голова исчезает» Франка Диона). Британская выпускница Джессика Маунфилд в фильме «Анна» (ANNA \ Jessica Mountfield), сделанном в такой модной сегодня технике валяных из шерсти кукол рассказывает трогательную историю о старике, живущем с внучкой, но в своем воображении все время видящим покойную жену Анну, себя молодым и свой прекрасный сад, которого уже тоже нет.
Трейлер фильма ANNA, реж. Jessica Mountfield
А на тему депрессии высказалась бельгийская дипломница Луизон Шамбон в фильме «Здравствуй, пустота» (HELLO EMPTINESS \ Louison Chambon), где в простой черно-белой графике рассказывает историю про Илая, который потерял часть себя и теперь у него внутри зияет огромная пустота.

Еще один трендовый сюжет в самое последнее время – это фильмы для детей, объясняющие им, что такое смерть через рассказ об уходящих стариках. Про пару хороших фильмов на эту тему я писала из Анси (SARKAN чешского студента Martin Smatana и MY GRANDPA IS HIDING француженки Anne Huynh). На Кроке был фильм «Гонг» французской киношколы Гоблен с командой из пяти режиссеров, трое из которых азиатского происхождения: Дзодзо Чжэн, Марин Варги, Йень-Чэнь Лю, Тена Галович, Эллис Кайинь Чань (A GONG \ Zozo Jhen, Marine Varguy, Yen-Chen Liu, Tena Galović, Ellis Kayin Chan), которые и объяснили, что в переводе с тайского «A Gong» – это вовсе не гонг, а «Дедушка». Фильм рассказывал о мальчике, растерявшемся, увидев на традиционных тайваньских похоронах своего зеленолицего дедушку-мотоциклиста в гробу. Но в тот момент, когда горе настигло ребенка, он встречает реинкарнацию деда в маленькой зеленой собачке.
Фильм A GONG, реж. Zozo Jhen, Marine Varguy, Yen-Chen Liu, Tena Galović, Ellis Kayin Chan
Следующий важный сегодня сюжет, особенно в студенческих фильмах, – поиски идентичности. На эту тему на Кроке тоже было кино – «Западный вопрос, восточный ответ» выпускницы магистерской программы британского RCA Даль Пак (WEST QUESTIONS EAST ANSWER \ Dal Park). Сегодня фильмов такого рода очень много и в первую очередь во втором и третьем поколении эмигрантов, ощущающих себя людьми другой культуры, чем их родители и дедушки-бабушки. Особенно остро этот вопрос встает у молодых азиатского происхождения, которые вполне себя чувствуют европейцами и даже плохо знают родительский язык, но все же не до конца воспринимаются в странах, где они родились, как свои, поскольку отличаются внешне. Как говорят родители в таких фильмах: «ты как банан: снаружи желтый, а внутри белый». На эту тему в последние годы уже были фильмы французов и англичан, а Даль Пак – немка, она родилась в Германии и степень бакалавра получала в Мюнхене. А ее фильм – документальная анимация, основанная на разговорах, которые у нее были с бабушкой-кореянкой, по-прежнему живущей в Южной Корее.
Фильм WEST QUESTIONS EAST ANSWER, реж. Dal Park
Еще одну трендовую тему, пожалуй, можно определить, как женскую – фильмов с феминистским запалом, рассказывающих о проблемах, связанных с женским телом, сексуальностью, роли в обществе, - становится все больше. «Мое тело» французских дипломников Сандрали Зинзен и Николя Нивесса (MY BODY \ Sandralee Zinzen, Nicolas Nivesse) – коротенький фильм о переживаниях девочки-подростка перед зеркалом.
Трейлер фильма MY BODY, реж. Sandralee Zinzen, Nicolas Nivesse
Сюжет «анимация об анимации» всегда существовал, я даже собирала для БФМ целых две программы на эту тему. Это всегда отличный повод поговорить о свободе воли, творце и творении и так далее. Только в прошлом году по фестивалям прошел отличный студенческий кукольный фильм («Неодушевленное» Люсии Булгерони), где героиня вдруг осознавала, что она не живет, а ее снимают в мультфильме, отчего ее существование дискретно. В этом году кукольник Корнелиус Кох, закончивший немецкую киношколу, снял двадцатиминутную историю «Смерть режиссера» (DEATH OF FILMMAKER \ Cornelius Koch) про куклу, очнувшуюся после смерти режиссера-аниматора и с ужасом обнаружившую, что он создан для того, чтобы играть роль суперзлодея, хотя ему этого совсем не хочется. Печальная и мистическая деталь: Корнелиус рассказал, что актер, игравший умершего режиссера и сам умер еще до премьеры.
Трейлер фильма DEATH OF FILMMAKER, реж. Cornelius Koch
Студенческие программы для фестивальных зрителей обычно «кот в мешке», сплошь новые имена, от которых неведомо чего ждать. Редкий случай, когда режиссер еще на первых курсах проявился так ярко, что фильмы его пошли по фестивалям и к диплому мы запомнили его имя и нетерпеливо ждем нового кино. В этот раз в программе была такая Анна Манцарис с тревожным фильмом «Благие намерения» (GOOD INTENTIONS \ Anna Mantzaris) из знаменитой британской киношколы RCA. Шведская кукольница, семь лет назад обратившая на себя внимание фильмом про некоммуникабельность и воображаемого друга «Но молоко - это важно», потом работавшая на больших проектах вроде «Острова собак» Уэса Андерсона, на первом же году обучения в лондонском Королевском колледже искусств, взорвала все фестивали крошечным фильмом с валяными куклами «Хватит». Ее новый фильм, может быть не такой лапидарный и эффектный, как предыдущий, в чем-то продолжает тему «лопнувшего терпения» и «кончившихся сил». В нем действуют узнаваемые персонажи из фильма «Хватит», но теперь есть главная героиня, которая в начале фильма стала виновницей аварии на пустынной дороге, но в панике уехала, оставив без помощи водителя столкнувшегося с ней грузовика. И вот теперь она не может ни жить, ни спать, думая о том, жив ли он, и весь мир вокруг посылает ей напоминания о ее вине.
Трейлер фильма GOOD INTENTIONS, реж. Anna Mantzaris
«Ее голова» финской выпускницы Эммы Лоухивуори (HER HEAD \ Emma Louhivuori), нарисованная в духе детского рисунка история о безголовой девушке, которая вместо головы на плечах носит кошечку, имеющую свои интересы и в конце концов сбегающую. Этот парадоксальный поворот Эмма назвала в высшей степени автобиографическим, что звучало очень трогательно.
Трейлер фильма HER HEAD, реж. Emma Louhivuori
Неожиданный фильм «Молочники» выпускников немецкой киношколы Алёши Рамон Бёнерт и Мишель Бураковски (MILK MEN \ Aljoscha Ramon Böhnert, Michelle Burakowski) выглядит документальной анимацией, но так ли это, мне не удалось найти подтверждения или опровержения. Это признания трех героев, которые продают или покупают женское грудное молоко. Грубовато сделанные пластилиновые герои тем более забавно смотрятся, чем серьезнее говорят о заботе о здоровье и прочем в том же роде.
Фильм MILK MEN, реж. Aljoscha Ramon Böhnert, Michelle Burakowski
«Наш дом» дипломника из Венгрии Фабиана Балога (OUR HOUSE \ Fábián Balogh) – воспоминание о подростковой жизни, в которой человек совершает поступки, которые сам потом не может себе объяснить. Нарисованная в стилистике «бивиса и батхеда» история о трех мальчишках, залезших в заброшенный дом и бестолково слонявшихся по нему. А потом герой увидел яркий женский купальник и от нечего делать свистнул его, но вернувшись домой, почувствовал себя вором и постарался скорее избавиться от улики (Фабиан говорил, что это его история). В фильме есть точная интонация, передающее вот такое острое и агрессивное подростковое любопытство, где один другого подначивает на то, что сам бы никогда делать не стал.

Фильм израильских выпускников академии Бецалель Идо Шапира и Амит Коэн «Псы» (HOUNDS \ Ido Shapira & Amit Cohen) более метафоричен. Это стильно нарисованная черно-белая история о собаке, воспитывавшейся в доме, как человек, но ушедшей к стае псов, чтобы привести их за собой в дом и стать в нем хозяином.
Трейлер фильма HOUNDS, реж. Ido Shapira & Amit Cohen
Конечно, в фильмах дипломников многое зависит от того, на что направлено обучение в киношколе. Есть школы, где прежде всего учат самостоятельно мыслить, экспериментировать, пробовать новые темы и материалы, то есть готовят скорее режиссеров-авторов. А есть те, где в первую очередь делают ставку на «скилы» - отличное владение профессиональными навыками, умение сочинять простые и броские истории и способность работать в команде, то есть готовят скорее профессионалов для индустрии. Обычно в студенческих программах есть и те, и другие, хотя именитые фестивали предпочитают авторский подход. Перечислю несколько попсовых историй, которые выглядели симпатично. Лидируют в ней, как всегда, французские киношколы. От Supinfocom, специализирующейся главным образом на 3D компьютерной анимации, был, например, несколько мелодраматический сюжет про космонавта, вернувшегося на землю и пытающегося с помощью милой девушки из службы занятости найти себе подходящую работу. Сняла фильм «Без гравитации» команда из шести режиссеров: Шарлин Паризо, Йереми Киссе, Фьоретта Катерина Космидис, Флор Айе-Эстрада, Мод Лемэтр-Бланшар, Людовик Абраам (NO GRAVITY \ Charline Parisot, Jérémy Cissé, Fioretta Caterina Cosmidis, Flore Allier-Estrada, Maud Lemaître-Blanchart, Ludovic Abraham). Здесь, конечно, особый фокус и прелесть в том, что герой никогда не снимает скафандра, что делает его особенно неуклюжим и не вспомнить фильм Бронзита невозможно.
Трейлер фильма NO GRAVITY, реж. Charline Parisot, Jérémy Cissé, Fioretta Caterina Cosmidis, Flore Allier-Estrada, Maud Lemaître-Blanchart, Ludovic Abraham
Еще один фильм, уже прославившийся в интернете и тоже 3D – «По девственному снегу» команды из четырех французских студентов Лео Брюнель, Лорис Кавалье, Камиль Жалабер, Оскар Мале (HORS PISTE \ Léo Brunel, Loris Cavalier, Camille Jalabert, Oscar Malet) – классическая клоунская комедия положений про двух неудачливых спасателей замерзающего в горах.
Фильм HORS PISTE, реж. Léo Brunel, Loris Cavalier, Camille Jalabert, Oscar Malet
Французские киношколы особенно сильны своими комическими и бодрыми дипломными проектами, многие из которых становятся хитами в сети. Вот еще одни фильм, «Святые монашки» тоже снятый командой из семерых французских студентов: Анисса Беддиаф, Адвиж Беллен дю Кото, Люсиль Фийон, Пэррин Лемонье, Захария Мекидеш, Леа Моро, Армель Руа (HOLY NUNS \ Anissa Beddiaf, Edwige Bellin du Coteau, Lucile Fillon, Perrine Lemonnier, Zacharia Mekideche, Léa Mouraud, Armelle Roy), эдакий антиклерикальный анекдот.
Фильм HOLY NUNS, реж. Anissa Beddiaf, Edwige Bellin du Coteau, Lucile Fillon, Perrine Lemonnier, ZachariaMekideche, Léa Mouraud, Armelle Roy
И еще одно французское кино, несколько прямолинейное и назидательное, к тому же с антинаркотическим запалом, зато внятное – «Ящерица» Арианы Тейе (THE LIZARD \ Ariane Teillet), тоже есть в сети целиком:
Фильм THE LIZARD, реж. Ariane Teillet
Ну а для оптимистического финала вспомню фильм бельгийской дипломницы Марин Жако «Не сегодня» (NOT TODAY \ Marine Jacob) – простенькую рисованную историю про одинокую бабушку, обрадовавшуюся приходу смерти, как партнерше по танцам.
Фильм NOT TODAY, реж. Marine Jacob
Читайте в Блоге БФМ:
Студия Большого фестиваля мультфильмов
Блог БФМ