Tricky Women
Tricky Realities 2023
МультЖенщины и МультРеальность – в Вене с 8 по 12 марта прошел смотр женской анимации

Кадр из фильма FELHŐK FELETT / ABOVE THE CLOUDS, режиссерка Vivien Hárshegy
В этом году нам опять повезло – снова венский фестиваль женской анимации (теперь пишут «фестиваль фильмов, созданных женщинами и/или гендерквир художниками) Tricky Women / Tricky Realities 2023 прошел в гибридном формате, а значит те, кто далеко, как я, смогли посмотреть почти все программы онлайн. Я слежу за этим фестивалем давно, пару раз ездила на него – была в жюри, составляла программы, - и мне очень видно, как он меняется со временем, вернее, как изменилось женское кино за эти годы, а с ними и программы, которые откликаются на вызовы времени. Если десять с лишним лет назад смотр состоял в первую очередь просто из фильмов, сделанных женщинами, что, конечно, давало представление о том, какие темы их интересуют, а также о чем им позволяет говорить общественное мнение, то сейчас феминистский поворот нового кино проявился: очень много со всего мира фильмов боевых, протестных, много поддерживающих сюжетов, утверждающих значимость женщин, вскрывающих насилие обыденной жизни. В последние годы молодая женская анимация все с большей откровенностью говорит на темы, которые раньше считались табуированными, о том, что касается сексуальности, домашнего манипулирования, инцеста, а в этом году вдруг проявились новые темы, связанные с интимной телесностью, с вниманием к тактильности, с особым ощущением материала как плоти.

Tricky Women / Tricky Realities – один из первых фестивалей года, так что в его программе частью фильмы второй половины прошлого года, которые мы видели на осенних фестивалях, но есть и первые открытия нового года, которые потом проявятся на больших фестивалях конца весны – начала лета: в Штутгарте, Загребе и Анси. Так что, как всегда, рассказывая о фестивальной программе, буду говорить только о фильмах, о которых еще не писала в блоге.

Начну с тизера, его в этом году сняла Maja Gehrig, он базируется на приеме, которым она прославилась в недавнем фильме «Average Happiness» превращающем скучную инфографику из статистических презентаций в природные и городские ландшафты. Как объясняет Майя: «В этом трейлере становится видна скрытая красота и сексуальность статистической визуализации. Диаграммы вырываются из смирительной рубашки своих координат».
На фестивале была выставка Майи, которую, понятное дело, я не видела, что жаль – она очень остроумный и неожиданный автор (на последнем БФМ был ее уморительный фильм на пол минуты «Still Life With Emotion Blur» про пассивно-агрессивные яблоки с натюрморта).

Рассказ начну с призеров, хотя у меня, как обычно, фавориты другие, чем у жюри.

Главный приз спонсора, Maria Lassnig Golden Film Reel и 10 тысяч евро, получил фильм британки Emma Calder «Beware of Trains», о котором я писала год назад из Загреба, кино мучительное своим копанием в тяжелых сюжетах подсознания, но очень запоминающееся странным, сложно сконструированным дизайном. Вообще Эмма Калдер была на фестивале не только с фильмом, но с целой ретроспективой, представляющей эту очень особенную режиссерку.

Приз фестиваля «Tricky Women/Tricky Realities» и 4,000 € получил фильм аргентинской режиссерки Florentina Gonzalez THE WORLD'S AFTER \ El after del mundo, французского производства, поскольку он три года назад победил на питчинге в Анси. Это непритязательная и милая история, хоть и заявлена как антиутопия про мир после катастрофы, где не осталось людей. Тут встретились два призрака: парень ищет Wi-Fi, девушка хочет восстановить скелет гигантской рыбы, они помогают друг другу и теперь могут вместе послушать плейлист из музыки, которую парню-призраку удалось закачать в телефон. Такая романтическая история. Вот тизер для питчинга.
Мой любимый приз – трехмесячная стажировка, жизнь и работа над следующим фильмом в венском Музейном квартале - досталась фильму «Whatever Moves Is Alive» \ Ce qui bouge est vivant бельгийской режиссерки Noémie Marsily, который с юмором исследует материнство художницы – мир, панически распадающийся на линии и фрагменты в глазах женщины, которая ничего не успевает и всего пугается. Кажется, что прежде всего ее лицо рассыпается, когда она чувствует чей-то взгляд. И только к финалу портрет героини соберется в узнаваемое лицо, когда у нее будет возможность остановиться и успокоиться, глядя на ребенка. В этом фильме анимация и текст, в котором говорится об ощущениях матери, идут двумя параллельными потоками, не иллюстрируя друг друга, и в этом удивительная особенность целого ряда фильмов «Tricky Women / Tricky Realities» этого года. Текста много и это не диалоги, а размышления, воспоминания, попытки сформулировать свои ощущения, совсем не то, о чем часто говорят критики «разговорной» анимации, где текст повторяет и «забалтывает» изображение. Не прикладной, а литературный текст как будто выступает вторым медиа, соединенные, они усиливают и усложняют восприятие друг друга.
Награда The Grand Post Award и 2,000 €, которые лауреат получает на постпродакшн, вручили Heeyoon Hahm из Южной Кореи за очень-очень медленный подробно-реалистический карандашный фильм EPICENTER о надвигающемся землетрясении.
А специальное упоминание в основном конкурсе получил фильм, о котором я уже не раз писала, один из фестивальных хитов прошлого года, отмеченный и на осеннем БФМ, и в моем топе года – «LETTER TO A PIG» израильтянки Tal Kantor.

В студенческом конкурсе UP & COMING главный приз получил венгерский фильм FELHŐK FELETT / ABOVE THE CLOUDS, снятый Vivien Hárshegyi из MOME, тут я согласна с жюри, фильм отличный и своей сразу запоминающейся кривой графикой, настолько же корявой выразительной анимацией и самой историей про девушку, которая не решается на новые отношения, поскольку вспоминает своего бывшего. Но когда мы погружаемся в ее воспоминания, видим, что она буквально душила парня любовью, ревностью, а главное – контролем. Вообще, венгерская анимация сейчас выглядит очень интересной, с неожиданным, ярким дизайном и небанальными поворотами.
А специальные упоминания в студенческой категории получили два фильма. Польский «HEADPRICKLES» дипломницы Katarzyna Miechowicz из лодзинской киношколы, как она пишет, «вдохновлен абсурдностью ежедневной жизни» и состоит из множества крошечных абсурдных и забавных эпизодов в духе «Симфонии 42» Реки Бучи.
Второе спецупоминание получила Seung-eon Yi, корейская дипломница чикагской киношколы за фильм «A PLACE IN BLUE», где идут параллельно истории матери, вспоминающей, как заблудилась в лесу, и маленькой дочери, потерявшей маму среди торговых рядов супермаркета. Убедительная параллель.
Теперь перехожу к рассказу о самом фестивале, главным образом фильмах, которые мне показались интересными и в конкурсе, и в специальных программах. В этом году кроме конкурса короткого метра (4 подборки) и студенческой анимации (2 подборки), в расписании фестиваля было 4 специальных программы: EXPLORING REALITIES (в ней всегда много анимадока, а в этот раз, в частности, был фильм Олеси Щукиной «Лада, сестра Ивана» из проекта «Иллюминатор»), WORK AFFAIRS (тоже интересный поворот, связанный с работой женщин), FAIRPLAY и RE:FRAME. В фокусе была Швейцария, так что мы увидели 3 отличные подборки ретроспективы, посвященные 50-летию швейцарской анимации и еще 2 спецпрограммы, посвященные Латинской Америке, прежде всего фильмам, связанным с борьбой и протестом. И внеконкурсный полный метр Сигне Баумане «MY LOVE AFFAIR WITH MARRIAGE», идеально ложащийся в русло главных фестивальных тем.

Фестивальные программы, даже конкурсные, на Tricky Women обычно собирают по темам, их интересно формулируют и это сразу задает направление взгляда. Здесь была пара обсуждаемых фильмов, которые я не видела на осенних фестивалях. Во-первых, «The Flying Sailor» анимационной пары Amanda Forbis и Wendy Tilby – он был номинирован на Оскар в этом году. Награда им не досталась, но среди номинантов канадские режиссерки были главными знаменитостями, для них это уже третья номинация (а для Тилби даже четвертая). «Летающий моряк», снова снятый на NFB, как будто реальная история – она основана на случае, произошедшем при взрыве на корабле в Галифаксе в 1917 году, когда моряка взрывной волной забросило очень далеко. И в то же время, ничего действительно документального тут нет – это просто повод, чтобы рассказать о смерти: летящий моряк, с которого сорвало всю одежду (говорят, в реальности, тоже так было), это в буквальном смысле «небесное тело» - голый человек, летящий в небо в то время, как «вся жизнь пролетает у него перед глазами». Лирическая часть полета продолжается драматической, и вот уже голый моряк лежит на земле, как рыба, хватая ртом воздух (впрочем, в финальных титрах написано, что фильм посвящен Шарли Майерсу, который пролетел около 2х километров и остался жить). Форбис и Тилби, которые каждый раз пробуют что-то новое в своих фильмах, на этот раз добавляют к анимации видео, а к двухмерному рисунку – 3D технологии. Но для меня все равно этот фильм не так интересен, как их шедевр «When the Day Breaks», в чем каждый имеет шанс убедиться сам, «Летающий моряк» уже лежит целиком на канале Нью-Йоркера:

Второй обсуждаемый фильм из конкурса в оскаровские номинанты не попал, но в шорт листе был. Это «The Debutante» британской режиссерки Lizzy Hobbs – фантастическая и дикая история про рассказу художницы Леоноры Каррингтон, в котором героиня, не желающая выступать в роли дебютантки на ужине своих аристократических родителей, зовет вместо себя свою подругу, которой оказывается гиена из зоопарка. История режиссерски строится очень эффектно, напряженно и интригующе, с большим юмором (иногда черным), парадоксально и легко, но главная прелесть фильма - в самом рисовании Лиззи, живом, лихом и свободном, как и нрав ее героини. Ну и вообще, мне кажется, свобода – главное слово для этого фильма и режиссуры Хоббс.

Еще один фильм, который ждали – «MONEY AND HAPPINESS» сербской режиссерской пары Ana Nedeljković и Nikola Majdak, прославившейся 10 лет назад мрачной сатирой «RABBITLAND» про страну безмозглых розовых кроликов, живущих в нищете, но уверенных, что счастливы и позволяющих собой манипулировать. Горький фильм «UNTRAVEL», снятый режиссерами 5 лет назад, был настолько же ясен, и уже почти не был метафорой – в нем речь шла о женщинах, пытавшихся вырваться из своей серой страны, вбивавшей всем в голову, что она самая лучшая, но когда им все-таки удавалось попасть в дивный новый мир европейских ценностей, оказывалось, что ни счастья, ни равенства, ни надежд нет и там. Неделькович и Майдак в своих фильмах двигались по истории Восточной Европы от социализма к капитализму, и их новый фильм «Деньги и счастье» о стране серых хомячков, таких же, как когда-то розовые кролики, жертв манипуляции, уверенных, что счастливы – это уже капиталистический апокалипсис. Пластилиновый фильм с комическими персонажами, очень похожими на тех, что жили в «Рэббитлэнд», но теперь обожествляющими статистику, работающими с утра до ночи, а в короткие перерывы тратящими в онлайн магазинах все заработанное, - это снова простая метафора, сопровождаемая закадровым текстом. Теперь уже хотелось бы, чтобы режиссеры, если они будут продолжать снимать политическую сатиру, двинулись куда-то дальше от констатации безрадостного положения дел.
Для меня среди фильмов конкурса, которые я не видела прежде, одним из фаворитов был французский «UN PETIT HOMME / A TINY MAN» режиссеров Aude David и Mikael Gaudin по рассказу Федора Сологуба «Маленький человек» . В сущности, от рассказа Сологуба в этом фильме остался только сюжетный зачин: тщедушный муж дородной жены, устав от насмешек, нашел волшебное средство уменьшить ее размеры, но жена, что-то заподозрив, поменяла стаканы, и муж сам стал совсем крошечным. В «Маленьком человеке» прекрасная черно-белая графика с анимацией и выразительные герои – царственная пышная великанша-жена и маленький, уныло семенящий за ней печальный муж. Это не сатира, в несчастном герое фильма, ничем не похожем на брюзгливого героя Сологуба, - главное содержание «Маленького человека». Его скорбный вид превращает ядовитый рассказ в историю про муку быть другим, про унижение, про робость и бессмысленные попытки сопротивляться, которые делают все вокруг еще хуже.
И мой второй фаворит в конкурсе – «FUR» американской режиссерки Zhen Li – сюрреалистический вихрь, происходящей в воображении безответно влюбленной школьницы. Но главное здесь – не сама влюбленность, а причуды затуманенного сознания, в котором вокруг нее плывут какие-то ворсинки, мухи, грязь, где тела искажаются, выворачиваются, разлетаются на части. Самое интересное в этом фильме – его графика и особенно анимация, создающая тревожность, нерв вокруг героини, хотя реальных событий мы практически не видим, беспокойство исходит из нее самой.
Фильм режиссеров Angélica Restrepo и Carlos Velandia «TODAS MIS CICATRICES SE DESVANECEN EN EL VIENTO / ALL MY SCARS VANISH IN THE WIND» снят в Колумбии (большая редкость, совсем не анимационная страна), он тоже из картин с объемным текстом, в данном случае это воспоминания, звучащие параллельно изображению, нисколько не иллюстрируя его. Фильм этот Анжелика посвящает своей матери, это ее слова звучат: воспоминания о детских обидах, ссорах в семье, жестоком обращении, голоде при работе на ферме у бабушки. При этом наш взгляд летит через пространство, рассыпающееся на пиксели, будто пыль от взрыва - непрочные ландшафты памяти – дом, поле. По изображению мне это напомнило «Маальбек», где тоже невозможность точно вспомнить проявлялась во фрагментированных пространствах.
«SOFT TISSUE» ирландской режиссерки Cliona Noonan я, кажется, уже видела, там простая история и простое изображение, но почему-то в этот раз фильм меня как-то задел. Речь идет о человеке, которому надо спасти своего больного сына, для чего он вступает в интернет-торговлю органами «Ищу легкие, отдам сердце». Ему нужен мозг, но тот стоит дорого, и мы видим, как по мере торговых операций, на экране загружается все больше процентов покупки. И в тот момент, когда покупка почти завершена, одновременно отрубается интернет и звонят из больницы, так что отец так и замирает в нерешительности между тем, чтобы спасти загрузку купленного мозга и тем, чтобы узнать, не бесполезна ли уже его покупка.
Из интересующих меня документальных сюжетов в конкурсе был фильм, в прошлом году прошедший по многим программам анимадока – польско-словацкое кино «BOLO RAZ JEDNO MORE… / ONCE THERE WAS A SEA» режиссерки Joanna Kozuch. Кино это сделано в манере журналистского расследования о том, как ушло Аральское море. Джоанна трижды за десять лет с 2008 до 2018 года ездила в узбекский город Муйнак, который раньше был портом и кормился с рыбоконсервного завода. Она говорила с людьми, пытаясь через них понять, что случилось, почему и как это повлияло на их жизнь, а потом сложила из этих разговоров анимационное эссе с собирательными персонажами. Получилось кино на перепутье: для настоящего документального расследования в нем маловато нового, для кино – нет выхода куда-то дальше этих разговоров. Хотя, конечно, людям сочувствуешь и картинка в гравюрной манере красивая.
В студенческой программе из тех фильмов, что я не видела раньше, я обратила внимание на два. Французский «LES LIAISONS FOIREUSES / INGLORIOUS LIAISONS» режиссерок Chloé Alliez и Violette Delvoye, - история про подростковую вечеринку, где как всегда свои лидеры и свои аутсайдеры. К двум героиням-подружкам подкатывают самые видные пацаны и девочки стесняются признаться, что интересуют друг друга больше, чем любые парни. История выглядела бы вполне заурядно, если бы Хлоя и Виолетта не придумали делать головы героев своего кукольного фильма из выключателей, прыщавые подростки с носами-кнопками, клавишами и рубильниками выглядят неожиданно и забавно.
Индийский фильм «PRIYO AMI / DEAR ME», красивая живопись на стекле дипломницы Suchana Saha – это письмо к себе, из тех фильмов программы, которые обратили на себя внимание своей чувственностью. Здесь женщина пытается понять себя, в этом есть одновременно интерес и страх собственного тела.
Теперь об интересном из спецпрограмм. Три юбилейные швейцарские подборки были очень хорошие, оставлю тут несколько особенно понравившихся мне не новых фильмов, которые есть в сети.

Кстати, из этой ретоспективы короткометражку «MY DEAR LOVER» режиссерки Milva Stutz (почему-то раньше ее не видела) можно отнести к сразу двум фестивальным трендам этого года - это и фильм с развернутым текстом, идущим параллельно изображению (тут весь фильм читается любовное письмо, почти стихи) и история с невероятно сильной чувственностью, тактильностью. Женщина мечтает о прикосновении и не может его добиться, а изображение переходит с 3Д на пластилин, который тут выглядит плотью, полной секса, хотя это практически абстрактное изображение
«FRÜHZUG / MORNING TRAIN», режиссерки Delia Hess – атмосферное кино, давнее, но я его помню по фестивалям. Утро пары: у него – сборы на работу, у нее – утреннее досыпание, путаница между сном и явью.
Черный юмор фильма «DIE BRÜCKE ÜBER DEN FLUSS / THE BRIDGE OVER THE RIVER» режиссерки Jadwiga Kowalska, снятого по стихам Johann König, о человеке, хотевшем покончить с собой от несчастной любви, но поддавшемся отговорам хора с соседнего моста.
«LAH GAH \ Letting go» режиссерки Cécile Brun - простая зарисовка о том, как маленькая девочка готовит вместе с папой (и снят фильм тоже в память о папе). Там в разнообразии техник такое любопытство к материальности мира, восхищение и завороженность ею, что рассказ получается очень трогательным.
Неожиданно очень смешной старый абстрактный фильм «IN FORM» режиссерки Lotti Bauer, пародия на всякие упражнения.
Прелестный новый детский фильм всеми нами любимой Marina Rosset «THE QUEEN OF THE FOXES» с оригинальной сказкой про грустную королеву лис, которую подданные пытались утешить тем, что приносили ей из городских мусорок любовные письма людей, которые те выкинули, не решаясь послать. Королева развешивала эти письма на деревьях, но мечтала, что кто-то напишет ей самой. Тогда лисы, которые не умели писать, украли в городе девушку и притащили королеве. Девушка просила какой-нибудь пример, но вдруг нашла среди развешенных письмо себе и опрометью бросилась к застенчивому влюбленному. История закончилась тем, что благодаря этим письмам все влюбленные соединились и благодарили за это королеву лис. Фильм полон очень трогательных, обаятельных деталей, смотреть его большое удовольствие.
Одна из программ завершалась старым, еще учебным фильмом «2ps» Майи Гериг, снятым в 2003 году в университете искусства и дизайна Люцерна с использованием неожиданного приема. Анимация сделана на рисовальном планшете, который теперь выглядит, как допотопный, а история рассказывает о любовниках, едущих в отпуск.
В швейцарской ретроспективе было два анимадока. Относительно недавний «DAS LEBEN IST EINES DER LEICHTESTEN / LIFE IS ONE OF THE SIMPLEST» режиссерки Marion Nyffenegger – коллаж из признаний пяти человек разных культур, живущих в Швейцарии.
И «CHRIGI» швецарской дипломницы Anja Kofmel, снятый в 2009 году. Он заинтересовал меня тем, что через 10 лет мы увидели полный метр Кофмель «Швейцарец Крис» (его показывали на БФМ) в подобной черно-белой графике, так же расследующей историю ее кузена-журналиста, погибшего на войне в Хорватии в 1992-м году, когда ей было 10 лет. То есть эта тема вела Кофмель с детства. Найти этот фильм в сети почему-то не могу, его заслонил успех полного метра, но было интересно, зная итоговое расследование, понять, с чего Аня начинала.
Программы анимации Латинской Америки «ON REPRESSION & RESISTANCE» и «OF FAMILIES & MONSTERS» были собраны кураторками из региона. И там было много анимадоков на темы, которые сейчас нами воспринимаются как актуальные, например, фильм из Никарагуа «HOJAS DE K. / LEAVES OF K. » режиссерки Gloria Carrión Fonseca рассказывает о 17-летней девушке, участвовавшей в молодежном протесте против правительства Даниэля Ортеги и попавшей в Сандинистскую тюрьму, где ее мучили и насиловали тюремщики.
Чилийский фильм «CUERPAS QUE LUCHAN / BODIES THAT FIGHT» режиссерки Catalina Ibáñez мы показывали на БФМ в позапрошлом году в рамках программы «Только для женщин» - это первая часть феминистского проекта, где женщины делятся своими историями. В фильме «Тела в борьбе» Матильда рассказывает о том, как с другими смелыми девушки участвовала в уличном представлении, посвященном женской солидарности и сопротивлению патриархальному обществу. Но, возвращаясь домой, столкнулась с реальностью улицы, насилием, для которого женское тело остается объектом.
И еще в латиноамериканской программе, посвященной семье, меня тронул мексиканский фильм «LA CASA TRISTE / THE SAD HOUSE» режиссерки Sofia Carrillo, посвященный истории семьи и целиком сделанный из предметов, найденных в лавках старьевщиков и на блошиных рынках. Ну и сама история, говорящая о том, как печальна жизнь в каждом поколении. Вот он целиком.
В других специальных программах мне очень понравился финский анимадок «KAIKKI ÄITINI PUHELUT / ALL MY MOM'S PHONE CALLS» режиссерки Iiti Yli-Harja, трогательнейший сюжет, где мама, не выпуская телефона из рук, одновременно разруливает все беды семьи и мира – панику аутичной дочери в поезде, истерику подопечной алкоголички, ситуацию с харрасментом охранника в приюте для беженцев и много чего еще, одновременно пытаясь сделать что-то по дому. Иногда проблемы захлестывают и кажется, что мир со всем своим барахлом буквально наступает на нее и хаос засасывает в воронку, но, когда маме удается, не теряя спокойствия, разрулить что-то сложное, вещи снова разбегаются по своим местам и даже открывается окно, позволяющее увидеть солнце. Ритм фильма строится так, что в острые моменты мне казалось, что я сама впадаю в панику, как это бывает в ситуации наступающей многозадачности, когда от меня со всех сторон хотят всего и одновременно. Но мама Иити справляется и сохраняет внутренний покой. Кино кукольное, грубоватое, почти панковское по дизайну, только крупные планы реального телефона иногда включаются в действие, дополнительно напоминая, что это анимадок.
Неожиданным для меня оказался анимадок студентки бакалавриата киношколы в Люцерне Eugénie Bouquet «PAS AMOUREUX / NOT IN LOVE», это как раз тот случай, когда коротенькое кино сделано просто, но материал интересный. Тут в основе разговор со швейцарской сексработницей, обслуживающей инвалидов. Она гордится своим статусом (это уважаемая профессия, не то, что проститутка), рассказывает истории, например, как ее вызывали к парню, которому осталось жить недолго, и сообщает удивительные детали, например, что у нее всегда бывают прекрасные отношения и даже дружба с матерями клиентов, чего никогда не случается в обычной ситуации.
Еще были три коротеньких фильма из французского цикла «UNSUNG WOMEN» режиссеров Julie Gavras и Mathieu Decarli, разрабатывающих сегодня часто встречающуюся тему талантливых женщин, в патриархальном обществе заслоненных своими знаменитыми мужьями. Всего в этом цикле сняты сюжеты о 30 «незамеченных» женщинах, а трехминутные истории, ведущие рассказ в науч-поп манере, симпатично сделаны как стоп моушн с вырезанными из газеты фигурами женщин без лиц.
Венгерский фильм «MÉG EMLÉKSZEM / I STILL REMEMBER» режиссерки Flora Chilton строится на детских воспоминаниях стариков, венгерских евреев, выживших в Холокосте. Призрачные рисунки того, о чем они рассказывают, вписаны в сегодняшний Будапешт с улицами, сияющими огнями и веселой молодежью. Кино нехитрое, но это сопоставление в духе нынешней войны сильно работает на ощущение того, что сегодняшние люди не помнят о еще живом прошлом, не замечают горя, празднуя жизнь.
Эффектный по графике фильм иранской режиссерки Shiva Sadegh Asadi «LAKKEH / STAIN» посвящен домашнему насилию, как и ее предыдущие фильмы, только раньше речь шла о детях, а теперь о молодой женщине, без конца смывающей пятна с пола, которые скорее всего появляются только в ее воображении и обозначают пролившуюся кровь. Муж-насильник здесь появляется в образе акулы, а у доведенной до предела женщины в руках появляется бритва, которой она режет себя и весь мир вокруг (кстати, этот фильм, как и некоторые другие в программе сопровождаются комментарием: «содержит изображение гендерного насилия и изображения, которые могут вызвать беспокойство у некоторых зрителей»).
Все это грустно, впрочем, есть у «МультЖенщин» кино не только про уязвимость, но и про женское торжество. Его, например, нам демонстрирует парадоксальный двухминутный «TONGUE» японской режиссерки Kaho Yoshida, где героиня, уставшая от менсплейнинга и вообще мужской болтовни, находит свой способ на свиданьях лишить партнеров языка. Вот фильм целиком.
А недавно номинированный на премию BAFTA британский фильм «YOUR MOUNTAIN IS WAITING» режиссерки Hannah Jacobs призывает вместо скучной реальности следовать своему воображению (в виде лисички) и тогда можно совершить фантастическое путешествие («расслабься и отдайся иррациональному», - говорит нам Ханна). Вот фильм целиком.
И, наконец, о внеконкурсном полном метре «MY LOVE AFFAIR WITH MARRIAGE» Signe Baumane, американо-латышской звезды независимой анимации, о фильме, который мы давно ждали, поскольку собрать деньги на полный метр не просто, а собирали их в первую очередь краудфандингом. Фильм Сигне, получившей приз Анси в прошлом году, узнаваем своими гротескными персонажами, насмешливой откровенностью и едким юмором, в который преобразуются ее грустные воспоминания. «Мой роман с замужеством» на самом деле говорит не о юношеских матримониальных надеждах и двух не удавшихся замужествах Баумане, которая в фильме получает имя Зельма. Речь идет вообще о том, что такое «женское» в сегодняшнем понимании и как трудно вытравить из себя желание соответствовать мнению окружающих: мамы, подружек, соседок из сахалинского детства, с которого начинается фильм, латышских одноклассников, да и вообще каждого встречного. Советский мир транслирует консервативные ценности: замужество, материнство, домашний очаг, и даже девушка, родившаяся с независимым характером, как Зельма, не замечает, что принимает эти правила.

Да, в этом фильме режиссерская рука узнаваема, но в то же время он сделан по-новому: рисованные 2D персонажи Баумане живут в реальных декорациях, напоминающих ей о местах, связанных с прошлым. Ведя разговор о любви, как будто боясь чрезмерной откровенности, и чтобы немного сбавить градус эмоций, Сигне включает в фильм вставки, где объясняется физиология того, что происходит в женском организме (тут сразу вспоминаются ее короткометражки о сексе, ориентированные на подростков, где был сильный, хоть и не такой открытый образовательный поворот). Рассказывает об этом бесформенное существо по имени Биология, а сами вставки нарисовала не Сигне, а Yajun Shi, молодая режиссерка и художница с совсем другой графической и анимационной манерой. Ну и третий новый поворот: этот фильм можно считать мюзиклом, поскольку каждый биографический этап, который Сигне считает важным, сопровождается, как в греческой трагедии, комментарием хора, транслирующем «общественное мнение», патриархальные ценности, определяющие, как должна выглядеть, вести себя и строить жизнь настоящая женщина. И этот комментарий в полуджазовой манере поют три «Мифологические сирены» (латышское трио «Лимонад»).

А для меня самым важным и сильным в фильме Баумане была ее смелость признаться, что и сама она, несмотря на репутацию бескомпромиссной феминистки, несла в себе отпечаток советского консерватизма, от которого пришлось долго и мучительно избавляться. И если старые представления о месте женщины в обществе она отбросила решительно, расставшись с первым мужем-захребетником и начав строить самостоятельную жизнь, то консервативный взгляд на гендер оказалось преодолеть куда труднее. Второй муж Зельмы, шведский художник Бо, несмотря на связывающую их любовь, не укладывался в консервативные представления о «настоящем мужчине», как выяснилось потом, он был гендер бендер – мужчина, любивший переодеваться в женскую одежду. Но для героини принять гендерную флюидность было не просто, и только к концу фильма, уже разойдясь с мужем, она стала проецировать его ситуацию на себя, и вспомнила, что ей тоже в школе говорили: «ты дерешься, значит ты не девочка». И тогда все встало на свои места. «Мой роман с замужеством» отлично завязал в один узел почти все актуальные темы фестиваля «Мультженщины \ Мультреальность», это было правильное завершение.

На этом все о венском фестивале, следующий блог будет о суздальском. Оставайтесь с нами!

Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ