Штутгартский фестиваль 2022
Победители и все самое интересное
Кадр фильма "Bestia", режиссер Hugo Covarrubias
Третий год радуюсь новым возможностям, которые принес нам ковид, начавший движение онлайн фестивалей. Не знаю, будет ли этот опыт продолжен на следующий год, когда, как мы все надеемся, ковидные ограничения станут неактуальны для всего мира. Но в этом году часть фестивалей, как Анси, отказалась от онлайн версии, а Штутгартский фестиваль, которому в этом году исполнилось 40 лет, сохранил гибридный вариант, совмещающий онлайн с офлайном, что в нашей ситуации практически закрытых границ очень актуально.

Internationales Trickfilm-Festival Stuttgart (ITFS) проходит в начале мая и в его программе обычно еще доигрываются главные хиты прошлого года, а вместе с тем появляются первые звезды нового сезона, чьи продюсеры решили не придерживать фильмы до Анси. Список призов и фаворитов фестиваля это хорошо показывает.
Трейлер фестиваля со слоганом "Black is Back!",
режиссер François Chalet
Главный приз международного конкурса получила основанная на реальных событиях мрачная кукольная «Bestia» чилийского режиссера Hugo Covarrubias, о женщине с собакой, сотруднице тайной полиции, устраивающей экзекуции под громко играющую музыку в кассетном магнитофоне. Я об этом фильме писала, он уже имеет множество наград и даже был номинирован на Оскар в этом году.

Два специальных упоминания взяли, во-первых, тоже уже активно путешествующий по фестивалям и берущий награды «Steakhouse» словенки Špela Cadež, о котором я тоже уже писала, на мой взгляд лучший фильм Шпелы, показывающий семейную историю пассивно-агрессивных взаимоотношений и манипуляций, заставляющих партнера жить в постоянном страхе и чувстве вины.

И второй – «Hysteresis» немецкого режиссера-экспериментатора Robert Seidel, кино для меня новое, почти абстрактное и психоделическое, где в барочном визуальном потоке соединяется танец квир-исполнителя Цуки с проекцией на его тела этого же видео, компьютерным образом (с использованием стратегий машинного обучения, как объясняет автор) преображенного режиссером и, как кажется, классической живописи. Все это происходит на музыку композитора с ником Овал и выглядит эффектно, хоть и несколько, на мой взгляд, гламурно.
Фильм "Hysteresis", режиссер Robert Seidel
Приз публики взял тоже новый фильм немецкого режиссера Simon Schnellmann «Bis zum letzten Tropfen / To the last Drop», иронический комментарий онкологического больного (а молодому режиссеру пришлось через это пройти) – к лечению химиотерапией. И борьбе больного сначала с самим лечением (его олицетворяет назойливая капельница), а потом со смертью.
Фильм "Bis zum letzten Tropfen / To the last Drop",
режиссер Simon Schnellmann
В студенческой программе главный приз получил фильм трех девушек из итальянской киношколы Andrea Falzone, Maria Cristina Fiore и Veronica Martiradonna «Underwater Love», он с прошлого года ходит по фестивалям – откровенная, забавная и лихо нарисованная картина о неистовом желании любви и секса, желании, начавшемся со страха, но в конце концов вполне счастливо удовлетворенном. Фильм можно посмотреть тут.
Кадр фильма "Underwater Love", режиссерки Andrea Falzone, Maria Cristina Fiore, Veronica Martiradonna
Спецупоминание в этой категории получил 3D (но похожий на кукольный) французский фильм «Les larmes de la Seine / The Seine's Tears», сделанный тоже группой студентов (Alice Letailleur, Eliott Benard, Etienne Moulin, Hadrien Pinot, Lisa Vicente, Nicolas Mayeur, Philippine Singer, Yanis Belaid), как напоминание о реальных событиях: 17 октября 1961 года алжирские рабочие вышли на улицы Парижа, чтобы выразить протест против комендантского часа, введенного префектурой полиции, а следующий день вошел в историю как «Парижская резня». Фильм начинается с реплик, похожих на документальную запись очевидцев, и действие, несмотря на гротескность большеголовых персонажей, имеет вид документального, обрывочного, с дрожащей камерой, слепыми пятнами съемки в толпе и так далее. Но к концу все побеждает метафора танца в крови.
Фильм "Les larmes de la Seine / The Seine's Tears", режиссеры Alice Letailleur, Eliott Benard, Etienne Moulin, Hadrien Pinot, Lisa Vicente, Nicolas Mayeur, Philippine Singer, Yanis Belaid
Еще одну важную награду – Промо-приз Лотте Райнигер – получил фильм, которого я, к сожалению, не видела, поскольку его не показывали онлайн и даже трейлера я не нашла - L'Immoral / The Immoral режиссера Ekin Koca из отличной французской школы Пудриер. Как пишут, фильм о человеке, потерявшем сознание в ресторане и о реакции окружающих. Картинка мне нравится, надеюсь скоро и фильм увидеть.
Кадр фильма "L'Immoral / The Immoral", режиссер Ekin Koca
В категории полных метров приз получил фильм Flugt / Flee датского режиссера Jonas Poher Rasmussen, имеющего уже за него гору призов. В частности, он получил Кристалл Анси в прошлом году в той же категории, премию Энни, премию Европейской киноакадемии за лучший мультфильм и лучший документальный фильм, и, удивительным образом (такое случилось впервые) был номинирован на Оскар этого года сразу в трех главных категориях, как лучший фильм на иностранном языке, анимационный полный метр и документальный полный метр. Мне «Побег» удалось посмотреть только сейчас, и я понимаю, какое сильное впечатление на всех производит эта история. Как кино, это вполне скромное произведение: простая 2D рисованная компьютерная анимация, где нарратив строится на разговоре режиссера с главным героем, 36-летним Амином Наваби, беженцем из Афганистана (его озвучивает сам Амин) и иллюстрациями-флешбэками его истории, включающими архивные документальные кадры. Но сама история очень сильная, тем более, когда понимаешь, насколько она типичная, тем более, что для нас она особенно актуализировалась сейчас (как и очень многие драматические сюжеты истории, впрочем).

Амин рассказывает: в начале афганской войны его отец был арестован и с тех пор о нем ничего не известно, а мать осталась с четырьмя детьми – двумя девочками и двумя мальчиками, Амин был младшим. Старший брат, достигнув призывного возраста, был вынужден скрываться от призыва на войну и, на рубеже 90-х, когда война закончилась, семье удалось убежать в единственную страну, которая тогда принимала афганских беженцев – в Россию. И самый старший брат, который уже жил в Швеции, стал искать способы нелегально привезти семью к себе. Страшно слышать рассказы о коррумпированной русской милиции, которая запугивала и отнимала деньги при любой встрече, насиловала девочек и избивала мальчишек, чувствуя безнаказанность при виде людей «без прописки» (кто жил в Москве в эти годы, хорошо помнит эти облавы на людей с неславянской внешностью, хотя масштабы бедствия мы не очень представляли). И при этом как-то особенно поразила меня вскользь рассказанная история про самого старшего брата, который много лет жил со своей подругой в Швеции, мечтал о семье и детях, но подруга в конце концов от него ушла, не видя общего будущего оттого, что брат каждую копейку отправлял своей семье, мечтая вытащить ее. Дальше были многочисленные истории, как тайно отправили девочек в набитом беженцами грузовом отделении корабля, и они чуть не умерли. Как пытались отправить с невероятно жестокими контрабандистами мальчишек с матерью, но их перехватили и из Эстонии депортировали обратно в Россию. В бурлящей Москве начала 90-х подростки сидели перед телевизором, не выходя из квартиры, поскольку это было опасно, и просто сходили с ума. В результате Амина одного удалось нелегально отправить в Данию, но там он должен был сказать, что сирота, чтобы его не депортировали. И с тех пор всю свою жизнь герой скрывал ото всех, что семья его жива, опасаясь высылки, то есть с юности жил в страхе и как будто был кем-то другим, не собой, что сильно его травмировало. И только теперь для фильма он решил рассказать свою историю открыто с начала до конца.

Вторая линия истории состоит в том, что Амин с детства ощущал свою гомосексуальность, хоть и не совсем понимал, что это значит (удивление и радость, что его семья это приняла). И драматический сегодняшний сюжет состоит в том, что Амин и его давний партнер, датчанин, хотят пожениться и купить дом, но тревога, связанная с травмой идентичности, не дает герою остановиться и почувствовать счастье, он до сих про все время как будто бежит куда-то. И когда он получает предложение поехать на постдок в Принстон, он принимает его. Финал все-таки выглядит счастливым: поработав в Нью-Йорке, Амин возвращается к своему, терпеливо его ждущему партнеру, они женятся и покупают дом, но, честно говоря, мне кажется, что его история на этом не закончится, и страхи детства никогда не дадут ему жить счастливо.
Трейлер фильма "Flee", режиссер Jonas Poher Rasmussen
Специальное упоминание в этой категории получил «Moje Slunce Maad / My Sunny Maad» чешки Michaela Pavlátová (впрочем, в этом фильме, как и в «Побеге» копродукция многих стран). Я о нем писала из Анси прошлого года, и мы его показывали на БФМ под названием «Моя афганская семья», но в который раз удивляешься, как одновременно вышли эти фильмы с сильными и тематически связанными историями. Но, если афганский сюжет Павлатовой говорит о чешской девушке, с трудом приживающейся в мусульманской стране, и напряжение фильма связано именно с этой разностью – религиозной, ментальной, разностью укладов. То фильм Расмуссена вообще не касается этой стороны. Речь идет просто о людях, отличающихся лишь тем, что одни беженцы и живут нелегально, а другие имеют дом.

И еще две особых награды фестиваля. Первая - Trickstar Nature Award дается победителю специальной экологической программы. На ITFS -2022 его получил фильм Varken / Pig голландского режиссера Jorn Leeuwerink (несколько лет назад его заметили с псевдодетским парадоксальным фильмом «Flower Found!»). В «Свинье» речь идет о том, что, начав использовать пятачок спящей свиньи как розетку для бесплатного электричества, звери построили на ней целый город с промышленностью, а когда истощенная свинья перестала давать ток, в городе начались бунты. Слава богу, подвернулся спящий слон с хоботом, похожим на розетку. В этом фильме бездумная и чрезмерная трата земных ресурсов стала сатирой.
Трейлер фильма "Varken", режиссер Jorn Leeuwerink
Так же, как и во французском, тоже взятом в «экологическую программу», но не получившем призов фильме «Mondo Domino» режиссера с ником Suki, где события, угрожающе разворачивающиеся под равелевское «Болеро», начинаются с вырубки деревьев и идут цепной реакцией, заканчиваясь всеобщей войной и смертью земли. И снова кино выглядит пророчески, особенно, когда возникает слово «Война» и политик нажимает на красную кнопку.
Трейлер фильма "Mondo Domino", режиссер Suki
Премию сообщества фанатов анимации FANtastic Award:, которую тут дают каждый год, получил фильм группы студентов французской киношколы GOBELINS «The Soloists» (режиссеры Celeste Jamneck, Feben Elias Woldehawariat, Mehrnaz Abdollahina, Razahk Issaka, Yi Liu), неожиданно сделанный в 3D компьютерной графике, хотя мы привыкли, что Гоблен славится своим 2D. Черный анекдот про трех сестриц-солисток заканчивается гневным сообщением о том, что сегодня во многих странах женщинам запрещено очень многое, о чем шла речь в фильме: петь, иметь собаку, ездить на велосипеде и др. таким образом даже явно развлекательное кино работает на борьбу с несправедливостью. Вот фильм целиком.
Фильм "The Soloists", режиссеры Celeste Jamneck, Feben Elias Woldehawariat, Mehrnaz Abdollahina, Razahk Issaka, Yi Liu
Специальное упоминание фанатов анимации получили также, как и у студенческого жюри «Слезы Сены» о «парижской резне» алжирцев, снятый во французской киношколе «Pôle 3D».

Перехожу к рассказу о фильмах, не получивших призов, но показавшихся мне интересными. В первую очередь о профессиональном конкурсе.

Среди главных моих фаворитов – новый, совсем коротенький фильм немецкого режиссера Malte Stein, который несколько лет назад произвел на меня сильное впечатление мрачным и нервным фильмом «Наводнение». Фильм «DING», нарисованный в той же страшноватой и эффектной графической манере, даже не черно-белый, а какой-то серый, снова выглядит как метафора душевного срыва, истерики. К человеку на улице обращается какое-то маленькое существо, не то ребенок, не то вообще не человек. Но лишь только герой делает шаг ему навстречу, тот, как животное, вцепляется в него острыми зубками. Человек убегает, маленькое чудовище догоняет и, доведенный до края герой, в исступлении убивает его. Понятно, что тут можно рассказать много историй о доведенном до края благодетеле, превратившемся во врага и убийцу, но для меня тут главное – именно атмосфера напряжения, ожидания и ужаса, которая есть в этом фильме, как и в прошлой картине Мальте.
Фильм "DING", режиссер Malte Stein
Документальный поворот, который я везде ищу, здесь мне запомнился в тунисско-французском фильме «Angle Mort (Blind Spot)» режиссера Lotfi Achour, известного своими театральными постановками и игровыми фильмами, завоевавшими множество призов, включая Каннский и номинацию на Оскар. И вот теперь Лотфи Ашур, как я понимаю, впервые, снимает анимационную картину, изображение в которой выглядит так, будто собрано из документов: мутных фотографий, писем и неясных фрагментов видео. Речь идет о реальном молодом человеке, похищенном и умершем от пыток в 1991-м году, во время диктатуры Бен Али в Тунисе. Рассказ ведет как будто сам погибший герой и ужас в том, что его мать 25 лет подряд искала сына по тюрьмам, исходила километры и, отказывая себе во всем, носила передачи в тюрьму, где, как ей дали понять, мог сидеть он. И только в 2016-м году она получила ответ, что сына ее давно нет в живых, но так и не смогла узнать, где его тело.
Кадр фильма "Angle Mort / Blind Spot", режиссер Lotfi Achour
Неожиданно в этом году было много израильских фильмов, а не один-два, как обычно. Самое сильное впечатление из них на меня произвело «Your Bad Animals» молодой режиссерской пары Amit Cohen и Ido Shapira (у них, кстати, было два отличных фильма еще в Бецалеле). Их третий фильм в подобной графике, немного напоминающей гравюрную с глубоким черным цветом - история о мышке-подростке, живущей под землей со своей депрессивной мамой, держащей дочь под гипер-контролем: они вместе спят, вместе едят, вместе моются. И, естественно, девочку привлекает мир наверху, такой опасный, но и такой сексуальный, яркий, притягательный, полный обмана и плохих парней, но и невиданной новизны и свободы.
Кадр фильма "Your Bad Animals",
режиссеры Amit Cohen, Ido Shapira
Еще один фильм, который я отношу к израильским, хотя он сделан на очень хорошей польской Fumi Studio – «A Brief History of Us», режиссером которого неожиданно оказался прекрасный израильский писатель Etgar Keret, а анимацию ему делала чудесная рисовальщица и аниматор, когда-то выпускница Бецалеля Ofra Kobliner. Фильм сделан по новому рассказу Керета, истории о любви, в которой люди не отделяли себя друг от друга, и всегда говорили только «мы», как единое существо, но расстались и теперь каждому неясно, что у него свое, личное – вкус, мысли и т.д. То, что это фильм писателя, ясно сразу, он весь строится на тексте, который не умолкает ни на минуту и легкая графика Офры иллюстрирует жизнь странного двойного животного, будто фантастической твари, к примеру, с головой льва и хвостом рыбы. В парадоксальной фантазии Керета жизнь эта протекает подобно эволюции существ на земле – в воде, затем выползание на берег и так далее, но сама история оказывается грустной.
Трейлер фильма "A Brief History of Us", режиссер Etgar Keret
Еще один действительно израильский фильм, который мне показался интересным – «Black Slide» режиссера Uri Lotan, который хорошо работает с 3D графикой (мне очень нравится его клип Ma'agalim на песню Jane Bordeaux, где он показывает жизнь, как крутящийся барабан музыкального автомата). Это история про робкого мальчишку, которого лихой приятель убеждает испытать страшный водный аттракцион «черная горка», на котором катаются только старшие.
Трейлер фильма "Black Slide", режиссер Uri Lotan
Еще одно милое израильское (но уже снятое во Франции) кино – «Voyage avec mon Père», его режиссерка Mor Israeli, закончила Бецалель, а потом училась в школе Пудриер и теперь живет во Франции. Мор метафорически рассказывает историю своей подруги, о том, как та пятилетней девочкой впервые поехала с папой куда-то на море, там они жили в гостинице, где другие гости казались ей странными. И о том, как ребенок открыл то, что было папиной тайной: в фильме мы видим, как он разбинтовывает свое тело, а там огромная сквозная дыра в груди. И мы понимаем, что это след войны.
Кадр фильма "Voyage avec mon Père", режиссерка Mor Israeli
Еще одно кино, построенное на воспоминаниях «Ur azipan lore (Flower under water)» испанского режиссера Aitor Oñederra, но видим мы события глазами азиатской девушки, которой не дают жить тайные детские воспоминания о сексуальном насилии, которое совершал над ней отец.
Трейлер фильма "Ur azipan lore / Flower under water",
режиссер Aitor Oñederra
Более развлекательное кино, хоть и с прогрессивной программой, вошедшее не только в основной конкурс, но и в экологический – голландский «Sprite Fright» режиссера Matthew Luhn – 3D компьютерная анимация о подростках, решивших пойти в поход безо всякого уважения к природе. Вот тут-то им и встретился грибной народец, не дающий себя в обиду. Мухоморы-убийцы покончили со всеми, даже с безвредной для них юной натуралисткой. И, видимо, эта война была для них не первой.
Трейлер фильма "Sprite Fright", режиссер Matthew Luhn
Ну и еще один фильм в профессиональной программе, который мне запомнился: канадско-южно-корейский «Sensor Ship» режиссерки Jina Yoon, работающей с формами тела, без конца тасуя и выворачивая их, будто с абстрактными формами. Но оттого, что анимация все-таки использует тело, в фильме сохраняется чувственность. И в названии видится игра: немного от цензуры, немного от чувственности, немного от корабля.
Трейлер фильма "Sensor Ship", режиссерка Jina Yoon
Теперь конспективно о том, что было интересного в студенческой программе. Фильм «Entrelacés (Intertwined)» выпускника отличной французской киношколы EMCA Lucas Bascans – об удушающей гиперопеке со стороны подруги. Тут у парня подруга – страшное многоглазое чудище, контролирующее и опекающее его постоянно, так что у героя начинает расти огромная опухоль, чуть не пожирающая его и исчезает она только когда он избавляется от подруги. Как тут ни вспомнить недавний фильм Кати Михеевой «Рука», где героя вот так же контролировала мать.
Кадр фильма "Entrelacés / Intertwined", режиссер Lucas Bascans
Забавная маленькая штучка «Stuck» тоже французской дипломницы Violette Talalaeff. Про человека, щелчком останавливающего жизнь вокруг. Вот она целиком.
Фильм "Stuck", режиссерка Violette Talalaeff
Еще одна французская короткометражка для развлечения – «Wet» команды из четырех дипломниц Elvira Taussac, Lauriane Montpert, Marianne Bergeonneau, Mélina Mandon, сочинивших историю, как пышнотелая дама, разгоряченная массажистом, старается его обольстить.
Кадр фильма "Wet", режиссерки Elvira Taussac, Lauriane Montpert, Marianne Bergeonneau, Mélina Mandon
Фильм испанской студентки Daniela Cuenca «Un cuarto de equipaje (The luggage room)» рассказывает о пожилой эмигрантке, комната которой забита чемоданами с подарками родным. Непонятно, отправляет ли она эти подарки или это только повод для воспоминаний и надежд, ясно только, что вся жизнь и мысли этой женщины не здесь, а далеко, с родными. А в конце на титрах Даниела ставит реальное фото своей тети, о которой, видимо, и рассказывает.
Трейлер фильма "Un cuarto de equipaje / The luggage room",
режиссерка Daniela Cuenca
«An Ostrich Told Me the World is Fake and I Think I Believe it» австралийского выпускника Lachlan Pendragon – кино на интересную тему «анимация об анимации». Я собирала несколько лет назад об этом большую подборку для БФМ и тогда оказалось, что особенно анимационная тема волнует режиссеров, работающих с куклами. Кукла, понимающая, что она кукла и за ней стоит кукловод, кукла, осознающая, что мир вокруг ей не подчиняется, что у нее нет своей воли – все это, в сущности, интерпретирует тему взаимоотношений человека и Создателя. Таких фильмов немало и всегда интересно, какой поворот этому сюжету найдет новый режиссер. Совсем недавно по фестивалям прошел хороший студенческий фильм Люсии Булгерони «Неодушевленное», героиня которого не только поняла, что вокруг нее искусственный мир, но и отдельно осознавала (в отличие от всех остальных вокруг нее) дискретность жизни в монтаже. Я дома, - раз! – и я уже на работе. В фильме австралийского студента кукла понимает, что этот мир – не настоящий, на самом деле в нем нет ничего, кроме того, что видит камера. Здесь история, как и говорится в названии, начинается с того, что к офисному неудачнику вдруг является прямо в офис страус и рассказывает, что этот мир – фальшивка (как это актуально сегодня!), после чего герой и сам начинает видеть все то, что бывает в кукольной анимации: за закрытыми дверями ничего нет, у коллег, которых мы видим из-за стола, нет ног, а еще есть сменные части лица и пр. Как неудачливая пророчица, он пытается поделиться с этим знанием с окружающими, но в их мире все в порядке и герой снова оказывается в глазах начальника неудачником и бездельником.
Трейлер фильма "An Ostrich Told Me the World is Fake and
I Think I Believe it", режиссер Lachlan Pendragon
О кукольном фильме «Night of the Living Dread» английской дипломницы Ida Melum я недавно писала, но напомню о нем снова: это история о тревожной девушке, к которой бессонной ночью приходят неприятные визитерки. Каждая из них – она сама из какого-то стыдного воспоминания: когда она, маленькая, делая доклад, облилась чернилами и над ней смеялся весь класс малышей, когда в старшем классе все заметили, что она наполняет лифчик бумажками, когда она ляпнула неловкую глупость в разговоре с коллегами, когда пьяная опозорилась перед охранником клуба, когда громко пукнула в момент любовной встречи. В общем, все те моменты, которые хочется забыть, но не получается. И тут девушка понимает, что с ними – с самой собой - надо договориться. Но когда, успокоив всех, она укладывается с ними спать, в двери появляется новая она. Мне этот фильм показался одним из лучших в студенческой программе Штутгарта, хотя вообще-то хорошего в ней было немало.
Трейлер фильма "Night of the Living Dread",
режиссерка Ida Melum
Фильм польской дипломницы Julia Siuda «Furia (Fury)» - о неконтролируемой раздражительности. Рисованное кино, где есть только два персонажа: раздражительной героини и собирательного персонажа, вызывающего ее ярость: причмокивающего губами, скрипящего зубами, расковыривающего заусенцы. Интересно, как Юлия работает с картинкой, как постепенно искажающееся злостью лицо превращается в почти абстрактный водоворот линий.
Трейлер фильма "Furia / Fury", режиссерка Julia Siuda
«Au cas où le corps éxulte» французского дипломника Florian Genthial – это скорее этюд, наблюдение, но с весьма современным поворотом проблемы, о которой мы в последнее время все чаще слышим в связи с кино и театральным производством. Молодой оператор снимает сцену изнасилования, героиня – его подруга. После окончания сцены идет спор актрисы с режиссером, она говорит, что сцена была слишком жесткой, это было реальное насилие, ей было больно и так они не договаривались, а режиссер пытается ее успокоить, увеличивая гонорар. А потом она предъявляет претензии и другу-оператору, который, по ее мнению, в этой ситуации был не свидетелем, а участником насилия.
Трейлер фильма "Au cas où le corps éxulte",
режиссер Florian Genthial
«In the Upper Room» снял Alexander Gratzer, очень смешные и абсурдные фильмы которого я видела раньше, но тогда он значился австрийским режиссером, а вот теперь – дипломник венгерской киношколы. Его кино – о юном кроте, похожем на человечка, который регулярно навещает своего слепого дедушку в его подземной комнатке и с годами выглядит все больше и больше похожим на него (Александер рассказывает, что его вдохновила история, которую он пережил со своим собственным слепым дедушкой, который на вопрос мальчика, не хочет ли дед узнать, как внук выглядит, ответил, что и так прекрасно это знает).
Трейлер фильма "In the Upper Room",
режиссер Alexander Gratzer
Чешский дипломник университета Томаса Бата в Злине из Белоруссии Filip Diviak снял очень традиционную сказку «Sounds between the crowns» про бродячего музыканта, которого разочарованная принцесса сначала выгнала из города за его уродство, а потом полюбила за его музыку.
Трейлер фильма "Sounds between the crowns",
режиссер Filip Diviak
Сингапурский студент Bervyn Chua очень лихо снял в 3D трехминутный фильм-катастрофу «The Last Stop». Целиком фильм можно посмотреть тут.
Кадр фильма "The Last Stop", режиссер Bervyn Chua
Неожиданно трогательным мне показался легкий фильм Les Mélomanes бельгийского выпускника Marc-Aurèle Versini о трубаче, играющем на улице, где никто на него не обращает внимание, а если нет людей, то играет для собак, которые рады слушать его музыку.
Кадр фильма "Les Mélomanes", режиссер Marc-Aurèle Versini
И напоследок – фильм, который мне понравился особенно – «Au revoir Jérôme! (Goodbye Jerome!)», сделанный во французской школе GOBELINS троицей режиссеров Adam Sillard, Chloé Farr, Gabrielle Selnet. Приятно видеть, что Гоблен меняется, отказывается от предсказуемых ходов коммерческого кино, которые раньше были так свойственны его выпускникам. И то сказать, что патронессой класса тут значится Маржан Сатрапи, раньше я не замечала, чтобы в титрах стояли какие-то известные художники или режиссеры, как худруки. Тут очень нарядная (немного в духе «Желтой подводной лодки») и несколько абсурдная история про Жерома, попавшего в рай и безуспешно ищущего в нем свою любимую жену Мэрилин. К финалу влюбленный ее находит (она оказалась огромной, почти великаншей), но ей до него и дела нет, поболтала пару минут и умчалась на свои райские занятия.
Трейлер фильма "Au revoir Jérôme! / Goodbye Jerome!",
режиссеры Adam Sillard, Chloé Farr, Gabrielle Selnet
И последняя часть – про детскую программу. Я отдельно не рассказывала про победителей потому что фильм, взявший главную премию в детской номинации – «Die allerlangweiligste Oma auf der Welt / The most boring Granny in the whole world» про бабушку и внучку, снятый немецкой студенткой Damaris Zielke, как и получивший приз публики получасовой фильм «Giuseppe», снятый любимой мной швейцарской режиссеркой Isabelle Favez о ежике Джузеппе, решившем не впадать в спячку, чтобы увидеть снег, - оба были очень разговорные и на немецком, которого я не понимаю. А о получившем специальное упоминание очень милом фильме «Maman Pleut des Cordes / Mum is Pouring Rain» о девочке и ее маме в депрессии, снятом французским режиссером Hugo De Faucompret, я уже писала.
Трейлер фильма "Die allerlangweiligste Oma auf der Welt",
режиссерка Damaris Zielke
Трейлер фильма "Giuseppe", режиссерка Isabelle Favez
Трейлер фильма "Maman Pleut des Cordes / Mum is Pouring Rain", режиссер Hugo De Faucompret
Теперь о нескольких симпатичных детских фильмах, которые я видела впервые.

Чешский фильм «Zuza v zahradách (Suzie in the Garden)» режиссерки Lucie Sunková – настроенческое кино, снятое с точки зрения маленькой девочки, приехавшей с родителями в дачную местность и исследующей незнакомый мир вокруг. А там есть таинственное и даже страшное, как черная собака и мрачная старая женщина в доме с густым садом. Здесь главное обаяние – в технике живописи по стеклу, дающей фильму особую атмосферу и самим своим качеством усложняющей простую историю.
Трейлер фильма "Zuza v zahradách / Suzie in the Garden",
режиссерка Lucie Sunková
Немецко-норвежский «I'm not afraid!» режиссерки Marita Mayer – милое кино для малышей про мальчика Ваню, который играет в то, что он тигр. Но когда ему приходится выйти на поиски сестры в сумеречный двор, оказывается, что даже в костюме тигра там страшно, и малыш решает на самом деле почувствовать себя тигром, чтобы не бояться. Кино симпатичное и очень мило озвучено ребенком, Марита в интервью сказала, что за Ваню говорил ее сын.
Трейлер фильма "I'm not afraid!", режиссерка Marita Mayer
Фильм студентки из Калифорнии Rui Huang «There You Are» - скорее для старших школьников, это история про девочку-подростка, потерявшую мать и ревнующую отца к его новой подруге. Отец на самом деле очень любящий и кроткий, ему не просто наладить отношения с дочерью в ее яростном горе и сохранить подругу. Ситуация разрешается тем, что девочка находит как будто совет из прошлого от своей мамы – записку, что она должна беречь папу. В фильме интересно сделаны воспоминания девочки о прошлом счастье – они встают перед ней, как фигурки в поп-ап книжке.
Трейлер фильма "There You Are", режиссерка Rui Huang
Французский получасовой фильм «Moules-Frites (Mussel and fries)» режиссера Nicolas Hu – тот тип тв-спешиал, где главное – хорошо разыгранная история, а дизайн – на втором месте. Рассказ для младших школьников про девятилетнюю Ноэ, которая приехала к матери, работающей в дешевом заведении «Мидии и картошка фри» на фешенебельном побережье в Бретани. И оказывается, что тут все ее ровесники учатся ходить на яхте под парусом, а девочке дорогие уроки недоступны. Ну и дальше целая цепь событий, в которых настойчивая и веселая Ноэ добивается своего. Кино очень простое по дизайну, но радостное и хорошо вводящее для детей тему социального неравенства, которое можно преодолеть.
Трейлер фильма "Moules-Frites / Mussel and fries",
режиссер Nicolas Hu
«Battery Daddy» - фильм для малышей южнокорейского режиссера Seung-bae Jeon про героического работника-батарейку, спасшего во время стихийного бедствия семью, в которой он служит. Трогательно, во-первых, что этот милый персонаж мягкий, войлочный, как и остальные герои, а главное, что он, оказывается папа и, когда измученный и истощенный герой возвращается домой, его окружают дети-батарейчики, снова наполняющие его силами.
Трейлер фильма "Battery Daddy", режиссер Seung-bae Jeon
И напоследок самый близкий моему сердцу детский фильм «Hello Stranger» немецкой режиссерки Julia Ocker, той самой, которая снимает для малышей один за другим обаятельнейшие и всегда небанальные коротенькие фильмы про животных в серии «Animanimals» студии FILM BILDER. В этот раз Юлия сделала штучный и как всегда парадоксальный фильм про путешествующего в космосе космонавта, встречающего каких-то гигантских страшных монстров. Но когда они хватают его и открывают шлем его скафандра, мы видим, что это умиленные мама и папа, а космонавт – новорожденный младенец и вот он уже гулит на руках у мамы.
Кадр фильма "Hello Stranger", режиссерка Julia Ocker
На этом все. Следующий блог будет о Загребском Анимафесте, которому в этом году исполняется 50 лет.
До встречи!

Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ