Загребский фестиваль 2022
Часть 3
Студенческие, детские фильмы, VR и полные метры
Кадр фильма «1970», режиссёр Tomasz Wolski
Последнюю часть своего блога пишу, когда после фестиваля прошло уже два месяца: многие детали забылись, и, если нет возможности пересмотреть, то, глядя на картинку, часто и не вспомнишь, о чем там шла речь. Обидно, но будем считать, что в памяти осталось что-то действительно интересное, а если оно забылось, то, наверное, было не так хорошо.

Начну со студентов. «Zoon» (бог весть, что это значит) немецкого выпускника Jonatan Schwenk, прославившегося пять лет назад фильмом «Sog», получившем приз за лучший студенческий фильм в Анси и много других наград, снова рассказывает историю о мрачном природном мире, полном загадочных существ, и снова использует для его создания разнообразный набор анимационных техник, где главная – куклы. Но в этот раз как будто бы Йонатан решил повернуть этот мир, где все друг друга жрут, к нам другой стороной. Чудесные маленькие существа, похожие на подслеповатых ящерок, светятся, вылезая из воды, они собираются в кучи, звонко урча и не переставая улыбаться, они откусывают друг другу лапки, на месте которых тут же вырастают новые, и это ничуть не отменяет их радости. Темные пузатые существа, похожие на йети, собирают и едят веселых ящерок, и оказывается, что те действуют, как наркотик: пузаны в блаженстве взлетают, кувыркаясь и обнимая друг друга в воздухе. А потом, поднявшись над темным лесом и сияющими облаками, лопаются, как мыльные пузыри и исчезают. Кино получилось загадочное, даже какое-то мистическое и при этом неожиданно легкое. Не знаю, можно ли считать, что все его герои умерли (а может быть они превратились во что-то другое?), но нам ясно дали понять, что в этом исчезновении из видимого мира нет ничего болезненного или страшного, а есть только радость, любовь и блаженство.
Трейлер фильм ««Zoon»»,
режиссёр Jonatan Schwenk
Фильм «Do Not Feed the Pigeons» швейцарца Antonin Niclass, снятый в одной из лучших британских киношкол National Film and Television School, прославился еще весной, получив главную кинопремию страны BAFTA (кроме него номинированы были «Дела искусства» Джоанны Куинн и «Ночь живого ужаса», тоже снятый студенткой NFTS). Причем, в Загребе фильм Антонена участвовал одновременно в двух конкурсах, второй была немного отличающаяся VR-версия под названием «Midnight Story». Нам показывают ночную автобусную станцию, где редкие пассажиры ждут последнего автобуса. Обстановка молчаливая и полна сонной меланхолии, в которой мы наблюдаем за людьми: старушкой, женщиной с ребенком, немолодой супружеской парой, одиноким мужчиной с портфелем, бомжом, с головой застегнутом в спальнике, и, конечно, за голубями, которых очень много. В VR-версии, которую я видела первой, зритель как будто бы становился старушкой, в его голове звучали ее размышления о тех, за кем она наблюдала. Вообще, в этом фильме, как мне кажется, главное – не история (автором сценария тут значится человек с русским именем Владимир Красильников), а визуальное решение: выразительные плоские фигурки, помещенные в трехмерное пространство (подобным образом выглядели «Два трамвая» Светланы Андриановой-Анны Десницкой). А еще меня захватило в VR варианте, что в финале голуби начинали кружить под потолком зала ожидания и я как будто сидела у одного них на спине и видела весь зал сверху.
Трейлер фильма «Do Not Feed the Pigeons»,
режиссёр Antonin Niclass
Фильм «Curiosa» тоже из Национальной школы кино и телевидения, дипломницы Tessa Moult-Milewska, и тоже кукольный, рассказывает историю о путешествии по подсознанию (в NTFS любят этот сюжет). Тут речь идет о девушке, пытающейся понять своего парня и влетающего в его подсознание, как в комнату, а за ней – в другую, как бы на все более глубокий уровень. И комнаты эти последовательно то убеждают в его любви, то заставляют сомневаться в ней.
Трейлер фильма ««Curiosa»»,
режиссерка Tessa Moult-Milewska
«Bolognese» дипломника французской киношколы EMCA (Ecole des Métiers du Cinéma) Achille THIEBAUX — настоящая страшилка зоозащитника и вегана, прямолинейная, но эффектная. Вот фильм целиком.
Фильма «Bolognese»,
режиссёр Achille THIEBAUX
«Persona» южнокорейской режиссерки Sujin Moon - о том, как девушка надевает новую кожу с улыбающимся личиком и огромными анимэшными глазками, чтобы идти на встречу с подругами, с ними вместе хихикать и щебетать. Надевание и снятие облика миленькой личности на тело реального человека (впрочем, тоже нарисованного в анимешной манере, что несколько, на мой взгляд, снижает драматизм) – мучительно, но именно такой, как кажется героине, ее хотят видеть другие. Да и подруги ее наверняка пришли в чужой коже.
Трейлер фильма «Persona»,
режиссерка Sujin Moon
Tsz Wing Ho, гонконгская ученица Макса Хаттлера с невероятной продуктивностью выдающая разнообразные и яркие абстрактные фильмы (в прошлом году она получила множество призов за фильм «CATGOT»), в студенческой программе Загреба участвовала с фильмом «Hand», где калейдоскопические узоры строились на основе рук.
Кадры фильма «Hand»,
режиссерка Tsz Wing Ho
Спасибо французской школе Gobelins, она всегда выкладывает фильмы в сеть вскоре после того, как они закончены. В этом году, как я уже писала, худруком выпускного курса была Маржан Сатрапи, возможно, это причина того, что кино у выпускников стало выглядеть несколько более авторским, больше заботясь об интонации, ритме, атмосфере, чем о бойком сюжете. Фильм «La neige incertaine / The Uncertain Snow» дипломной команды Marion Boisrond, Marie-Liesse Coumau, Ada Hernaez, Gwendoline Legendre, Romane Tisseau как раз такой, хотя по дизайну похож на большинство гобленовских 2D фильмов последних лет. В нем рассказывается о команде исследователей Арктики, среди которых девушка-фотограф, ищущая в снегах эффектную съемку. Но на самом деле даже среди белой пустыни ее заботят не удачные кадры, а любовь к парню, с которым она работает вместе и которого, кажется, теряет.
Фильма «La neige incertaine / The Uncertain Snow»,
режиссеры Marion Boisrond, Marie-Liesse Coumau, Ada Hernaez, Gwendoline Legendre, Romane Tisseau
Итальянский дипломник Leo Černic сейчас идет по фестивалям с фильмом «Pentola», ироническим и киноманским. Его герой, лысоватый, маленький Пентола, которого огромная зубастая жена мучает ненавистным фасолевым супом, мечтает стать суперменом и улететь от нее подальше в чем мать родила и красном развевающемся плаще. В мечтах он встречает бэтмена, который учит его летать на детских качельках и дарит любовь. История, по-моему, получилось не вполне внятная, но с очень выразительным дизайном, который остается в памяти.
Кадры фильма «Pentola», режиссёр Leo Černic
Польская студентка лодзинской киношколы Julia Orlik, давно и прекрасно работающая с куклами и поразившая мое воображение своим предыдущим мощным студенческим фильмом «Я здесь» про умирающую женщину, видимо, решила свой диплом сделать полегче, включаясь в традицию «я снимаю кино о том, как я снимаю кино», как «8 1\2» Феллини. В описании сказано: «сказка о девушке, которая изучает анимацию и провела четыре года без единого выходного». Фильм со знаковым названием «To nie dzie film festiwalowy / This Will Not Be a Festival Film», конечно, пошел по фестивалям, но тем не менее кажется, что он был сделан во многом для себя и своей семьи. Начинается фильм с того, что Юлия очень основательно рассказывает о своих предыдущих студенческих успехах – картинах, призах, что для тех, кто знаком с ее работами очень узнаваемо: мы видим, как кукла-Юлия работает с маленькой куклой человека-банана («Мой странный старший брат»), с куклой, лежащей на кровати («Я здесь»), как выходит получать призы и записывает перед камерой компьютера благодарственную речь, что делали все лауреаты в период пандемии. Потом, размышляя над тем, что придумать для дипломной работы, осознает, что все 4 года учебы не имела выходных и, в сущности, не видела свою семью. И поскольку ей предстоит последнее студенческое лето, то вот отличная идея: этот фильм будет не для фестивалей, а для семьи и про семью, тем более что, скорее всего, это ее последнее лето с родителями. После чего принимается дни и ночи напролет смотреть семейные альбомы и домашние видео. И здесь опять для тех, кто понимает (а быть посвященным и узнавать детали – особое удовольствие), разбросано множество знаков, вроде календаря со строгими глазами Петра Думалы или узнаваемого карандашного портрета Мариуша Вильчинского в дредах (оба преподают в Лодзи). В конце лета, узнав дату экзамена, Юлия решает послать почти готовый фильм подруге для первого фидбэка и получает ответ: скучно. Так же отвечают другие друзья и тут кино из обстоятельного и действительно несколько однообразного пересказа событий, превращается в фильм про творческий кризис, осознание себя, профессиональные комплексы и т.д. То есть опять же привет «8 1\2», только в случае Юлии это не поэтическая метафора, а честный анимадок, который дает ей возможность решить какие-то свои проблемы, лежащие вне кино. Углубившись в осознание собственной ничтожности и того, что предыдущие успехи были самообманом, она вдруг понимает, что это лето, которое она хотела провести с семьей, она опять провела наедине со своим фильмом и значит за оставшиеся дни нужно все изменить. И снимает финал картины вместе с родителями и братом, причем каждый из них делает и двигает куклу себя, а Юлия включает в мультфильм честное хоум видео о том, как это происходит, фиксируя смешные комментарии и подколы еще довольно молодых родителей. И все вместе это создает такое ощущение семейного счастья и поддержки, что они и становятся главным содержанием фильма.
Кадры фильма
«To nie będzie film festiwalowy / This Will Not Be a Festival Film»,
режиссёрка Julia Orlik
Фильм «Run for Life» двух тайваньских студентов Yi-Xiang Lin и Bo-Yi Wu, об офисном клерке, преодолевающем кучу препятствий, чтобы успеть к рожающей жене, - не великий, зато с довольно неожиданным финалом, к тому же он есть в сети целиком.
Фильма «Run for Life»,
режиссеры Yi-Xiang Lin и Bo-Yi Wu
И еще два студенческих фильма, которые были интересны прежде всего визуально. Фильм «Floating Memories» выпускницы южнокорейской магистратуры Se-young Ok, в котором образы на многочисленных прозрачных слоях возникают и исчезают под музыку.
Фильм «Floating Memories»,
режиссерка Se-young Ok
И «Boddyssey» швейцарского режиссера Jonas Bienz, который показывает нам в 3D путешествие по сюрреалистическому ландшафту, будто покрытому человеческой кожей.
Фильма «Boddyssey»,
режиссер Jonas Bienz
Теперь несколько слов о двух оставшихся VR-короткометражках, которые я успела посмотреть. «Schwarm / Swarm» немецкого режиссера Maarten Isaäk de Heer, любителя дикой природы, как пишут, недавно основавшего компанию, специализирующуюся на плохих предзнаменованиях, построил свое 15-минутное кино, как полет птиц через всю Европу в апокалиптическом будущем. Стоя на месте в VR-шлеме, мы путешествуем вместе с птицами, глядя с высоты на разрушающуюся Европу, будто тающие от жары знаменитые постройки. Вот такой трейлер – немного making of , немного документация этого проекта есть в сети.
Фильма «Schwarm / Swarm»,
режиссёр Maarten Isaäk de Heer
И «Déjà-vu VR», тоже из Германии, молодой студии Raumkapsel – это интерактивный фильм, похожий на игру, которую ты должен пройти с джойстиками в руках (я за 15 минут, которые давались на этот проект, не все успела). Надевая шлем, ты, как невидимый великан попадаешь в маленький ночной город, где идет обычная жизнь: можешь бродить по нему туда-сюда, заходить в дома и даже заглядывать в подземные коммуникации. В этом городе появились светящиеся призраки, вообще-то они безобидные, но горожан беспокоят. И дело зрителя – их всех обнаружить, а когда ты замечаешь очередного, отмечается один из кружочков на таймлайне. Я собрала не весь паззл, так что не уверена, что поняла историю, если она была. А крутиться по городу, глядя в окна и на людей, было интересно.
Трейлер «Déjà-vu VR»
студия Raumkapsel
Перехожу к детскому конкурсу. Программа, кстати, получилась в этом году очень симпатичная, про многое хочется рассказать. В Загребе, как я уже рассказывала, детские программы разделяются по возрастам: дошкольники, школьники, подростки и 15+. И дети на показы действительно приходят классами, бурно реагируют и задают вопросы режиссерам на Q&A, в общем, создают атмосферу настоящего кинопоказа. Это я к тому, что на фестивалях бывает (например, в Анси), что фильмы для разных возрастов кидают в одну кучу и на такие показы бессмысленно вести детей (малышам неинтересно подростковое и наоборот). Залы заполняются профессионалами, которые реагируют на детские фильмы не так, как целевая аудитория, что, как мне кажется, сбивает с толку жюри, да и для авторов огорчительно. В Загребе не так.

В программе от 3-х до 6 лет первым стоял «Épreuves du matin / Trails of the Morning» режиссерки из Сербии Masa Avramovic, учившейся во французской школе La Poudriere, - это фильм из прекрасного проекта с молодыми режиссерами «На пороге из школы», в котором каждый год снимаются циклы фильмов по знаменитым французским поэтам. Очень милый фильм про солнышко, которое никак не хочет просыпаться и девочку, которая пытается взбодрить спящий мир, входит в коллекцию по стихам поэтессы Андре Шедид.
Кадры фильма «Épreuves du matin / Trails of the Morning»,
режиссерка Masa Avramovic
«Nemitarsam Nemitarsam / I'm Not Afraid» иранской режиссерской пары Reyhane Kavosh и Ali Raeis – симпатичная перекладка про девочку, которая не хочет спать, а хочет играть, причем сонные кролики пытаются убедить ее, что она боится ночи, темноты, и надо звать родителей, но она совершенно не боится. Тизер я не нашла, но нашла тизер другого фильма с теми же героями (видимо, это цикл).
Трейлер фильма «Nemitarsam Nemitarsam / I'm Not Afraid»,
режиссёры Reyhane Kavosh и Ali Raeis
Фильм «The Smortlybacks Come Back!» швейцарца Ted Sieger, видимо, тоже входит в некий цикл про удивительных смортлибэков, надутых, как шары и присасывающихся носами-присосками к хвостам соседей по стаду. В этом фильме их пастух пытается переправить стадо через море, его я в сети не нашла, но вот вам предыдущий про них же, с тем же обаянием дурковатых смортлибэков.
Фильм «The Smortlybacks Come Back!»,
режиссер Ted Sieger
Фильм чешской режиссерки Alžbeta Mačáková Mišejková «Odpusť / Don´t Blow it Up», мне кажется, необходимо показывать не только детям, но и взрослым. Рисованная история про то, что необходимо прощать, сделана очень остроумно и отлично работает с русским синонимом слова «обижаться» - «дуться, надуваться». Сюжет рассказывает про девочек, которые играли в мяч, вдруг обиделись друг на друга и тут же раздулись и взлетели в воздух, как шары. Болтаются и спуститься не могут. И тут мы видим, что небо полно вот таких надутых, которым и хотелось бы спуститься, да обида не дает. Сама метафора разыграна чудесно и радостный финал случается, когда простившие друг друга персонажи начинают со стуком падать на землю, как яблоки. Дольше всех висят в небе дед с бабкой.
Кадры фильма «Odpusť / Don´t Blow it Up»,
режиссерка Alžbeta Mačáková Mišejková
Ну и конечно, латышский фильм «Čuči čuči / Hush Hush Little Bear» режиссерки Māra Liniņa, на который я обратила внимание еще в конкурсе Берлинале. Самая знаменитая латышская колыбельная про балующихся медвежат, сделана в технике перекладки из пушистого войлока так уютно, что даже сладость картинки не может помешать зрительскому умилению.
Фильм «Čuči čuči / Hush Hush Little Bear»,
режиссёрка Māra Liniņ
В программе для младших школьников, от 7 до 10 лет, я обратила внимание на два фильма. «Mortimer und die verschwundenen Dinge / Mortimer and the Vanishings» немецкого режиссера Robert Scheffner – вполне увлекательная история про мальчика, вокруг которого исчезали вещи, которые его раздражали. И в тот момент, когда вдруг исчезла его надоедливая младшая сестра, ему пришлось взяться за поиски и попасть в место, где волшебным образом оказалось все потерянное.
Трейлер фильма
«Mortimer und die verschwundenen Dinge / Mortimer and the Vanishings»,
режиссер Robert Scheffner
В фильме «La Trop Petite Cabane / This Hut is Too Small!» хорошего французского режиссера Hugo Frassetto мне нравится не столько история, где дедушка сколотил маленький домик для внука, сколько квадратный дизайн.
Трейлер фильма «La Trop Petite Cabane / This Hut is Too Small!»,
режиссёр Hugo Frassetto
В программе для подростков от 11 до 14 лет мне понравился полуабстрактный фильм «Meta» немецкой режиссерки Antje Heyn, где в бесконечном чередовании и обмене деталями разных существ показывалась связь всего со всем.
Трейлер фильма «Meta»,
режиссерки Antje Heyn
Милейшая короткометражка «Elevator Alone» греческой режиссерки Anastasia Papadopoulou – уже второй год остается фестивальным хитом. Это маленькая зарисовка с войлочными куклами о том, как люди себя ведут в лифте, оставаясь в одиночестве перед зеркалом.
Трейлер фильма «Elevator Alone»,
режиссерка Anastasia Papadopoulou
«Laika & Nemo» немецкого режиссера Jan Gadermann (вообще, немецкая анимация в детских программах этого года опережает даже обычно лидирующие французскую и русскую). История про не таких как все, про аутсайдеров, над которыми все смеются. Главный герой, мальчик Немо, ходит в водолазном костюме и шлеме даже в школу. Испытания его начинаются, когда он встречает другого такого же – астронавта в космическом комбинезоне и шлеме.
Кадр фильма «Laika & Nemo»
режиссер Jan Gadermann
«Packing a Wave» испанского режиссера Edu Glez – бесхитростный, но полезный ротоскопный экологический сюжет, в котором девочка, потерпевшая кораблекрушение, оказывается на острове–свалке и использует мусор для того, чтобы сделать плот и уплыть.
Трейлер фильма «Packing a Wave»,
режиссер Edu Glez
«Prava Pepelka / Cinda Real!» – любопытная современная интерпретация сказки о Золушке режиссерки Sara Božanić (в странах производства указаны Словения, Португалия, Хорватия, Босния и Герцеговина) из телевизионного анимационного цикла «Twisted Tales». Здесь все крутится вокруг того, что у Золушки одна нога, а она все равно хочет танцевать, возмущая других, то есть тоже аутсайдерский сюжет.
Кадры фильма «Prava Pepelka / Cinda Real!»,
режиссерка Sara Božanić
В фильме голландской режиссерки Sanna de Vries «Spiegeling / Reflection» берется тоже довольно ходовая тема сегодняшних подростковых картин о том, как тинейджеры впадают в отчаянье, видя в своей внешности одни недостатки и сильно их преувеличивая. Тут героиня, без конца с ужасом рассматривающая себя в зеркалах, кажется каким-то ужасным носатым монстром, но, разумеется, к концу выясняется, что она вполне хорошенькая девочка.
Трейлер фильма «Spiegeling / Reflection»
режиссерка Sanna de Vries
И один из самых симпатичных фильмов программы «Máma má vždycky pravdu / Mom is Always Righ» молодой чешской режиссерки Marie Urbánková по увлекательному городскому фольклору, традиционным поверьям, которые все слышали от мам и бабушек о том, что нельзя делать, а то: вырастет длинный нос, гигантское пузо, в животе заведутся червяки и так далее. Сделано это в яркой и очень подходящей сюжету ручной перекладке, и, конечно, мамины пророчества в них всегда исполнялись. Честно говоря, не помню, какие именно там были истории, но ясно, что у каждого зрителя полно своих и рассказывать их можно бесконечно. Отдельная умилительная деталь была в том, что Мари, приехавшая представлять свой фильм, была глубоко беременной и, видимо, уже готовилась к тому, что «Мама всегда права».
Трейлер фильм «Máma má vždycky pravdu / Mom is Always Righ»,
режиссерка Marie Urbánková
И последняя программа, для старших, от 15 лет. Больше всех в ней мне понравился фильм «La Dech'» французского студента хорошей школы EMCA Théo Hollando Sigot, родом из Гаити, но, к сожалению, я не смогла найти даже трейлера. Кино рассказывает про парнишку, которого девушка позвала на свидание, он спешит, нервничает, но все время всё и все ему мешают. Фильм сделан визуально очень эффектно и особенно мне понравилось, что параллельно с происходящими событиями и диалогами, у парня идет постоянный тревожный монолог в голове и этот текст вплетается в картинку, как еще один графический элемент, делая историю многослойной.
Кадры фильма «La Dech'»,
режиссер Hollando Sigot
В этой программе было еще три фильма из французского молодежного проекта по Андре Шедид. Обаятельный войлочный «Les Filles du vent / The Girls of the Wind» режиссерки Heloise Ferlay, о котором я уже писала (годом раньше у нее был отличный диплом «To the Dusty Sea»). «Bricolage / Tinkering» Salome Hammann, посвященный ожиданию рождения ребенка. И «Vitalité / Vitality» режиссерки Emilie Mereghetti о застенчивой женщине, которой музыка и свет помогают расцвести.
Кадры из фильмов
«Les Filles du vent / The Girls of the Wind», режиссерка Heloise Ferlay
«Bricolage / Tinkering», режиссёрка Salome Hammann
«Vitalité / Vitality», режиссёрка Emilie Mereghetti
Милый армянский фильм (снятый в сотрудничестве с французской студией Folimage) «Erb es tkhur em / When I am Sad» режиссерки Lilit Altunyan – поэтический рассказ о глубокой грусти, может быть даже депрессии, но поданный с таким мягким юмором, что кажется, будто это не очень страшно.
Трейлер фильм «Erb es tkhur em / When I am Sad»,
режиссерка Lilit Altunyan
«Agasim / Pears» студентки израильской школы Сапир Julia Trachtenberg с российскими корнями, собственно и рассказывает о русском свойстве соединять любовь с болью, требующем страдания (из серии «бьет, значит любит»). (Кстати, у Юлии в сети целиком лежит студенческий фильм «Спасти Винни Пуха» о бабушке).
Трейлер фильм «Agasim / Pears»,
режиссерка Julia Trachtenberg
И вот целиком последний из детской программы фильм «Treasure» британки Samantha Moore, которая много работает с документальными темами. Здесь по заказу музея в Шрусбери она рассказывает о его знаменитом экспонате из бронзового века, Шропширском солнечном кулоне, найденном в 2018-м году. Саманта перемежает рассказ о том, как энтузиаст с металлодетектором его искал, со сказочной историей создания кулона мастером три тысячи лет назад. Мастер подарил украшение своей невесте, а она сделала его талисманом их ребенка.
Фильм «Treasure»,
режиссерка Samantha Moore
В конце расскажу о еще двух полных метрах из конкурсной программы. Итальянский фильм «Yaya e Lennie - The Walking Liberty» режиссера Alessandro Rak – вполне лихое приключенческое кино в постапокалиптическом мире. Но этот мир не столько завален техникой и мусором, сколько захвачен природой: джунгли пожирают брошенные постройки. Но и здесь уже зарождается тоталитарное общество, прежде всего старающееся овладеть молодыми. История рассказывает про побег миниатюрной, но решительной девушки по имени Яя и ее брата Ленни от этой новой цивилизации. Не буду рассказывать перипетии сюжета, на мой взгляд тут самое главное именно в этой парочке: ловкой и смелой умнице и ее верном простодушном брате гренадерского роста, но с явной ментальной недостаточностью - их характеры разработаны очень убедительно.
Фильм «Yaya e Lennie - The Walking Liberty»,
режиссер Alessandro Rak
Ну и напоследок о фильме, который неожиданно произвел на меня самое сильное впечатление в программе фестиваля, хоть он не получил никаких призов, и, по-честному, его трудно считать анимационным. Полнометражный «1970» польского режиссера Tomasz Wolski - это документальное кино о польских протестах 1970-го года, кроваво разогнанных правительством. Все началось с объявления о повышении цен на продукты перед самым Рождеством, забастовки начались в верфях Гданьска и Гдыни, потом вылились на улицы, к ним присоединились студенты и другие граждане. У Вольского огромное количество документальной съемки, причем, что ясно видно по точкам, откуда снимают и тому, как снимают - сделанной спецслужбами. А кроме того, у него есть обнаруженная в архивах аудиозапись телефонных переговоров правительственной кризисной группы, и вот их режиссер показывает нам с помощью кукольной анимации. Куклы сделаны с портретным сходством (в конце нам показывают фотографии прототипов), они действуют в больших и мрачных декорациях правительственных кабинетов, но в целом вся кукольная часть, особенно по сравнению с динамизмом протестов, очень статична, снята размыто и мы только слышим в голосах функционеров постоянно усиливающееся напряжение. Сначала им казалось, что протест легко будет погасить, но постепенно все становится серьезнее, и вот уже мы слышим приказ стрелять по людям и обсуждение, каким образом пропаганда должна работать с устрашением людей и как представить перед гражданами зачинщиков. Конечно, мы всю эту историю не можем не проецировать на себя сегодняшних и не видеть, как все повторяется. Когда ты видишь начало протеста, в котором есть праздник освобождения, его невозможно не узнать. Мы видим, как женщины приносят бастующим мужьям еду и протягивают обнять детей – в этом надежда, ликование людей, почувствовавших свою силу, которое и мы испытывали когда-то. Но когда мы видим в документальных съемках полицию и войска в шлемах, выхватывающих людей из толпы и лупящих их палками, бьющих упавших ногами с удивительной жестокостью, мы тоже это сразу узнаем. Честно говоря, я смотрела это кино, заливаясь слезами. В конце фильма, где нам показывают маленьких марионеток и реальные фотографии людей, принимавших решение стрелять, давить, уничтожать и устрашать, мы узнаем, что вовсе не все они попали в тюрьму в обновленной Польше, а некоторые дожили до глубокой старости и умерли не так давно. История показывает, что виновные не всегда бывают наказаны. И единственное, что мы и поляки можем делать сегодня, и за что мы ответственны – не забывать. И свидетельствовать.
Кадр фильма «1970»,
режиссёр Tomasz Wolski
На этом я заканчиваю свой трехчастных детектив по Загребскому фестивалю 2022 года. Надеюсь, что следующим будет рассказ о Большом фестивале мультфильмов.
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ