Загребский фестиваль 2022
Часть 2
Короткий метр
Кадр фильма «Hotel Kalura», режиссёрка Sophie Koko Gate
Теперь с места в карьер начну рассказывать про интересное, но не награжденное кино из программ короткого метра. Начну с конкурсной.

Должна сказать, что наше нынешнее тревожное состояние по-прежнему распространяется на все; что бы ты ни посмотрел, все, кажется, говорит о войне или о каких-то несчастьях, связанных с войной, даже если у фильма заявлена другая тема. С первого же фильма первой программы это ощущение проявилось в полный рост. Заказная короткометражка живущего в Чехии английского режиссера Daniel Bird «Somebody Ask Us», снятая для UNICEF, используя форму детской песенки говорит об экологическом кризисе, который несет разрушения и сиротство, но сейчас кажется, что о войне.

Фильм «Somebody Ask Us»,
режиссёр Daniel Bird
Фильм американских режиссеров Sahar al-Sawaf и Thomas Helman «Shadow of Paradise» - анимадок, снятый как экспериментальное кино. Сахар аль-Савах, режиссерка, родившаяся в Саудовской Аравии, выросшая в постоянно воюющих Ливане и Ираке, и бежавшая с семьей в Калифорнию за несколько дней до войны в Персидском заливе, посвящает фильм воспоминаниям об оставшейся в Ираке части семьи. Ее кино – это соединение архивных фотографий и прямого рисования на пленке, туманных, но ярких образов, как ее детские воспоминания, идущие под голос Джорджа Буша, в 1991-м говорящего об операции «Буря в пустыне». И его ровная интонация контрастирует с ужасом и разрушениями войны.
Кадр фильма «Shadow of Paradise»,
режиссёры Sahar al-Sawaf и Thomas Helman
В фильме «Jon-Jae-Ui Jib / House of Existence» южнокорейской режиссерки Yumi Joung мы видим даже не разрушение, а медленное распадение дома: падают и как будто тонут в земле кирпичи и черепица, постепенно обнажая комнаты, как театральные декорации. Это происходит с меланхолической медлительностью, но неотвратимо. Потом, один за другим разваливаются и уходят под землю кровати и шкафы, последней распадается ванная комната и, когда валится на землю занавеска, оказывается, что в ванне сидит девочка. Когда вокруг ничего не остается, она встает и уходит. Элегантная метафора чего-то, что нетрудно придумать
Трейлер фильма «Jon-Jae-Ui Jib / House of Existence»,
режиссерка Yumi Joung
Один из моих любимцев, британец Phil Mulloy, снимающий кино интеллектуальное и парадоксальное, философское и политическое, провокативное и саркастическое, всегда с самой примитивной картинкой и из этого извлекающий дополнительный смысл, теперь снял кино про любовь, но снова построенное на парадоксах – «Happily Ever After». Трейлера найти не удалось, поэтому я вам просто расскажу в чем там дело, как в доинтернетные времена. Когда раздвигается шикарный красный бархатный занавес, экран оказывается чем-то вроде черной школьной доски с корявыми белыми почеркушками. И по ней торопливо бегают муравьи, меняя одни почеркушки на другие, как детали декорации в театре. И вот среди этого мусора, каких-то памятников с заячьими ушами, падающих и взрывающихся самолетов, встречаются мужчина и женщина, такие же маленькие, как муравьи, даже меньше (тут нельзя не вспомнить получивший 6 лет назад Гран при Анимафеста фильм «Endgame», в котором Маллой жизнь человека показал как будто на общем плане с микроскопическими фигурками-палочками, какими, видимо, жалкие людишки видятся с небес). В «Долго и счастливо» муравьи все время ставят между торопливо, по-муравьиному бегающими героями, какие-то препятствия и если женщина постоянно пытается их преодолеть (даже с помощью бензопилы), то крошечный мужчина в шляпе без конца отвлекается, как ребенок: то он заворожен памятником, машущим рукой, то берет ружье и идет стрелять в самолеты. В конце кажется, что им все же удалось соединиться, чтобы жить «долго и счастливо», но, возможно, это уже было в загробном мире.
Кадры фильма «Happily Ever After».,
режиссёр Phil Mulloy
Польско-немецкая режиссерка Izabela Plucińska, у которой все мы любим пластилиновые фильмы, внезапно впервые сняла рисованный фильм «98 kg», причем в технике, похожей на ту, что использует Уильям Кентридж, где остаются следы от полустертой фазы движения. Изабела рассказывает нам о семейном насилии, которое не обходит даже сильных женщин, ее героиня – штангистка, а 98 – это вес штанги, которую она выжимает, и тяжесть мужа, подавляющего ее. Черный рисунок корявой линией от крошащегося карандаша на красном фоне уже сам по себе несет напряжение, а униженная женщина не только теряет силу на спортивной арене, но буквально сама распадается на части, пока не находит в себе сил расстаться с абъюзером. Изабела говорила, что мысль сделать этот фильм явилась к ней, когда она прочла, что во время ковида семейного насилия стало гораздо больше. И теперь у нее есть идея продолжить снимать об этом.
Трейлер фильма «98 kg»,
режиссерка Izabela Plucińska
Фильм «Pachyderme / Pachyderm» французской режиссерки Stéphanie Clement берет трудную, но в последнее время появляющуюся в анимации все чаще тему инцеста. Тема всегда была табуированной, так что сейчас, когда она все же выходит на поверхность, мало кто говорит об этом впрямую, обычно иносказаниями, символами, как и в этом «Толстокожем». Речь идет о сегодняшних воспоминаниях девушки о том, как ее маленькой девочкой отправляли на каникулы к дедушке с бабушкой, и все недсказанности, умолчания связаны с историей взаимоотношений с дедом, поскольку ребенок, видимо, вытеснял страшное. Но давящая атмосфера тревоги, ожидания ужасного, есть в фильме, видимо, специально, для контраста, нарисованного в духе милых детских книжных иллюстраций.
Кадры фильма «Pachyderme / Pachyderm»,
режиссерка Stéphanie Clement
Не могу перестать удивляться тому, что пара китайских режиссеров Xu An и Xi Chen несмотря на то, что Сю Ань умер пять лет назад, продолжает регулярно снимать фильмы. Вероятно, Си Чен разрабатывает их старые общие идеи, а может быть просто хочет сохранить имя друга и партнера, с которым они вместе начинали и стали известными. Новая их картина – «The Loach» - начинается как традиционная притча: женщина выносит ребенка на берег пописать, ему в причинное место вцепляется зубастая рыбка, женщина всех вокруг просит о помощи, но тут из моря выныривает большая рыба-дракон и глотает сначала женщину с ребенком, а потом тех, кто пытается помочь – врача и вороватого работника. Дальше сюжет качается то в одну, то в другую сторону, то все спасаются, то все снова плохо, ружье стреляет беспрестанно и, кажется, само, ребенок тоже оказывается действующим героем. Кино очень красивое: полупрозрачные марионетки (у которых видны все сочленения) на черном фоне среди скал, деревьев и волн. Причем тут же на экране рядом с событиями, происходящими на общем плане, появляется укрупненная картинка и даже суперкрупная, чтобы мы могли рассмотреть.
Кадр фильма«The Loach», режиссеры Xu An и Xi Chen
«Pasajero / Passenger» знаменитого аргентинца Juan Pablo Zaramella – несколько менее энергичная и более «многословная» (хотя диалогов в обычном понимании там нет) история, чем его прежние. Рассказывается о неудачнике - пассажире поезда, у которого чувство юмора похуже, чем у попутчиков, да и все он делает некстати. Но бумажный стоп-моушн Зарамелла (говорят, его надо произносить как Царамейя) делает так обаятельно и изобретательно, что буквально хочется взять в руки ножницы и бумагу, резать и складывать, делая таких смешных человечков.
Трейлер фильма «Pasajero / Passenger», режиссёр Juan Pablo Zaramella
В загадочном фильме «Terra Incognita» датской режиссерской пары Adrian Dexter и Pernille Kjaer рассказывается о некоем фантастическом острове, на котором живут бессмертные старцы, в свою очередь созданные гигантским синим старцем-богом, который, впрочем, потом подавился и умер, не успев их ничему научить. Рассказ ведется очень основательно, разделяясь на несколько частей, будто летопись этого места.
Трейлер фильма «Terra Incognita»,
режиссёры Adrian Dexter и Pernille Kjaer
Фильм «Lucky Man» швейцарского режиссера Claude Luyet – короткая черно-белая история, отсылающая к старому американскому кино. Мрачная комедия: вот мужчина, живущий в маленьком дешевом домике в американской провинции, видит по телевизору, что он выиграл миллион. Вот он, счастливчик, спешит его получать, надо успеть до полуночи, а по дороге останавливается на заправке. И тут, к своему несчастью, встречается с еще одним везунчиком: заправщик коллекционирует номера автомобилей и ему не хватает как раз того, номера, который стоит у победителя лотереи.
Кадры фильма «Lucky Man»,
режиссер Claude Luyet
Еще один зрительский и даже остросюжетный фильм – франко-бельгийский «Ronde de nuit / The Night Watch» режиссера Julien Regnard. Это история пары, в ссоре уехавшей с пьяной гламурной вечеринки и попавшей в аварию, а с нее – прямиком на новую вечеринку, выглядящую готически-опасно, в загородном доме, полном секса, дам в масках и монстров со звериными головами, где партнерша героя уходит с гигантским вороном. Но все это – лишь кошмар. Фильм похож на дайджест высокобюджетного игрового, снятого с любовью к старому, черно-белому жанровому кино с элементами хоррора о жизни людей в бриллиантах.
Трейлер фильма «Ronde de nuit / The Night Watch»,
режиссер Julien Regnard
На анимационных фестивалях часто бывает, что случайно какой-то предмет или поворот встречается во многих фильмах. В загребской программе этого года почему-то из фильма в фильм переходили свиньи, даже жюри это отметило, вручая награду фильму «Письмо свинье». И вот еще парочка. Фильм «Vilains / Naughty» двух французских режиссерок Emma Degoutte и Flora Molinié соединяет игровое кино с анимацией, которое, впрочем, тоже сделано на основе игрового, но переведенного в живопись. Короткая семейная история с высоким градусом драматизма: десятилетний мальчишка, упрямый и вспыльчивый, хочет быть резчиком свиньи, но новый бойфренд матери считает, что это не по возрасту ребенку и режет свинью сам. Парнишка в ярости сворачивает шею подаренной ему птичке, и ситуация приобретает такой накал, что ждешь, когда мужчины этого дома порежут друг друга. Ясно, что дело не в одной свинье, тут и ревность, и попытка утвердить себя как хозяина и главного человека в доме.
Трейлер фильма «Vilains / Naughty»,
режиссеры Emma Degoutte и Flora Molinié
Еще один интересный «свиной» фильм – «Dies Irae» австралийской группы Maru, в котором с начала до конца мы видим разрез четырехэтажного дома на общем плане, а в нем – жизнь антропоморфных свиней. На первом этаже живет мясник, он же убийца, затаскивающий к себе прохожих, чтобы потом разделать. На втором – брошенная квартира, на третьем и четвертом живут семьи и жена с четвертого этажа сразу после ухода мужа принимает любовника. И еще есть вор, залезающий в квартиры. События на всех этажах происходят интенсивно и одновременно, уследить за всем невозможно, но почти каждое из них заканчивается смертью одного из героев, и его голая свиная душа с крылышками отлетает от туши. Когда «день гнева» заканчивается и ни одной живой свиньи не остается, пара ангелочков, следивших за событиями с облака, будто сидя перед телевизором, тоже улетают.
Кадр фильма «Dies Irae»,
режиссёры группа Maru
«Beware of Trains» британской режиссерки Emma Calder – фильм о тревожной, обуреваемой страхами и навязчивыми идеями женщине. В нем рамкой служит разговор с психотерапевтом героини, нафантазировавшей себе бог знает что, включая убийство и секс с мертвым машинистом несущегося поезда, причем, похоже, что психотерапевт – это тоже она сама. Преследование незнакомца, встреченного в поезде, страх за умирающего отца и маленькую дочь, все становится ее обсессией, мучает и не дает жить. Фильм сложно сделан изобразительно, в нем такая же мешанина, как в голове у бедной женщины: реальное видео, предметная анимация, коллажная, рисованная, блеклая хроника и яркие сюрреалистические картины, он забирает, но смотреть его мучительно.
Кадр фильма «Beware of Trains», режиссерка Emma Calder
Фильм «Kakerlakkene / Cockroaches» норвежского журналиста и режиссера Adel Khan Farooq – это его дебют в анимации. Я прочла, что он как журналист много пишет о радикализации и экстремизме и известен документальными фильмами об исламистах в Европе, - все это отразилось в «Тараканах», которых показали и в основном конкурсе, и в старшей детской программе. Фильм сделан очень традиционно, внятно, как мне кажется, в расчете на некое назидание подросткам, хотя поворот темы не вполне привычный. Режиссер показывает, как бежит по разрушенному городу подросток, забегает на тайную квартиру к каким-то бойцам и берет у них задание – сумку с взрывчаткой. Мы видим его глазами, как по городу текут полчища гигантских тараканов, и задача юного террориста – взорвать дом, откуда они вылезают. И останавливает его другой парень, который заставляет увидеть, что дымящиеся руины, полные тараканов, есть только в его воображении, на самом деле перед ним мирный город, живущий спокойной ежедневной жизнью. В общем, такая попытка отвести подростков от вхождения в экстремистские сообщества.
Кадр фильма «Kakerlakkene / Cockroaches»,
режиссер Adel Khan Farooq
Британка Sophie Koko Gate стала известна недавно фильмом «Slug Life» - абсурдным, ярким, с эффектным, очень запоминающимся дизайном, и теперь она продолжает движение в ту же сторону – к абсурдной истории в 3D графике ослепительных неоновых цветов. «Hotel Kalura» - история о даме, пришедшей в бар в поисках страсти и встретившей там странного партнера.
Трейлер фильма «Hotel Kalura»,
режиссёрка Sophie Koko Gate
Португальская веселая режиссерская парочка David Doutel и Vasco Sá, неизменно снимающая очень мрачное кино, свой новый фильм «Garrano» сделала на литовской студии (на мое удивление они ответили: нам предложили и нам понравилось, готовы снова с литовцами работать!). Кино эффектное визуально, по манере похоже на их предыдущие фильмы, соединяющие «аналоговую» живопись маслом с цифровой. История про забитого сына бедного мусорщика, согласившегося за деньги помочь незнакомцу поджечь лес, да там и погибшего, кажется мне загадочной, хоть она и полна бытовых деталей. Бог знает, зачем мог быть нужен человеку лесной пожар, но режиссеры говорят, что в Португалии новости о поджогах такие частые, что они решили подумать об этом в фильме
Трейлер фильма «Garrano»,
режиссеры David Doutel и Vasco Sá
Фильм иранца Pejman Alipour «Badha koja mimirand / Where the Winds Die» имеет в виду совершенно конкретную историческую трагедию, как написано в синопсисе «Сардашт, курдский город на западе Ирана, первым стал жертвой химического оружия с применением ипритовых бомб 28 июня 1987 года», но придумал для фильма, рассказывающего о ней, формальный лирический ход. С самого начала мы следуем за движением камеры слева направо, но видим все события – мирную жизнь города и его жителей, а вместе с ней и любовную историю - главным образом как перевернутое отражение в реке, камера захватывает только ноги стоящих на берегу. Ровно посередине фильма начинается химическая атака, камера отъезжает, и мы уже видим ручей, берега которого покрыты жертвами.
Трейлер фильма «Badha koja mimirand / Where the Winds Die»,
режиссер Pejman Alipour
Один из моих любимых, смешных и изобретательных фильмов программы – «Amazon Woman» австрийской медиахудожницы Anna Vasof. Я давно слежу за тем, что она делает, неизменно поражая остроумием и изобретательностью работы с предметами (вот, например, старая работа «Down to Earth»). Фильм «Амазонка», снятый во время карантина, Анна объясняет так: во время пандемии амазонка – это не сильная женщина, борющаяся за справедливость, а главным образом одинокий человек, постоянно заказывающий вещи на Amazon.com, полностью подчинивший ее жизнь. Кроме того, этот фильм – современное продолжение старой традиции «безголовых» фокусов. В синопсисе написано: «В то время как другие части тела выполняют отдельные функции в качестве инструментов, голова является универсальным инструментом». И фильм, состоящий из микроэпизодов, показывает нам, на что способна голова. Особенно, если это голова Анны Васоф. Вот он целиком.
Фильм «Amazon Woman», режиссёрка Anna Vasof
На этом, пожалуй, все об интересных и новых для меня фильмах конкурсной программы Анимафеста, теперь немного расскажу о стоящих фильмах внеконкурсной «Международной панорамы». Я не знаю по какому принципу этот блок формируется в Загребе, существуют разные подходы, чаще всего туда уходят фильмы, которые отборщикам кажутся чем-то интересными, но слабее конкурсных фильмов. Или, например, его строят концептуально, как сейчас делают блок «Перспектива» в Анси, в который берут фильмы с сильным и важным высказыванием, даже, если они недотягивают по части арта. В загребской панораме было очень разное кино, «каждой твари по паре». Из того, что я видела раньше и мне нравится: «Две сестры» Ани Будановой, которые, на мой взгляд, уместнее смотрелись бы в конкурсе, лирический и абсурдный «Не для меня» Вани Бондаренко и хороший израильский фильм «Your Bad Animals» режиссеров Amit Cohen и Ido Shapira о девочке-подростке, тянущейся к полной опасностей взрослой жизни.

Из новых фильмов меня очень насмешила «Epidemia» эстонского режиссера Kristjan Holm. Кристьян сделал весь фильм на портретах зевающих людей в разных ситуациях, и передающих эту зевоту дальше как заразу. Понятное дело, очень скоро зевотой заражается и зритель. Вот вспоминаю его и начинаю зевать.

Трейлер фильма «Epidemia»,
режиссер Kristjan Holm
Фильм «Golden Margarite», который мне очень нравится, израильской дипломницы из Бецалеля Keren Karasik (как мне кажется, постсоветского происхождения) – это история про подростков, проводящих время и ищущих себе занятия и развлечения на улице в каком-то безрадостном промышленном городском районе с мусором из бутылок и шприцов, на бедной черно-белой окраине, которая могла бы существовать где угодно, но тут имеется в виду некая русскоязычная локация.
Трейлер фильма «Golden Margarite»,
режиссёрка Keren Karasik
«The Sausage Run» известного немецкого режиссера Thomas Stellmach (вторым сочинителем сценария был Пауль Дриссен) - это анекдотическая история, которая начинается как «Красная шапочка» в семействе овечек, только овечку-девочку преследует не волк, а мясник, у которого закончилось мясо, а вслед за ним идет охотник, который любит сосиски. История эта не имеет конца потому, что вслед за первой, овечьей жертвой мясника, идет свинка, корова и прочие животные, от которых остаются только сосиски. Самое интересное тут не в истории, а в том, как Штельмах придумал показать вот этот бесконечный бег, используя прием старых оптических игрушек зоотропов (или зоетропов), что отлично подходит сюжету и через анимационные циклы добавляет фильму возможность новых режиссерских ходов.
Трейлер фильма «The Sausage Run»,
режиссер Thomas Stellmach
И четвертый фильм из Панорамы, о котором скажу – «I'm Late» всегда яркой, острой, провокативной и насмешливой японской режиссерки Sawako Kabuki, фильм, на этот раз прошедший питчинг в Анси и снятый в копродукции с французами. Произошла удивительная вещь: Савако сделала анимадок, причем вполне всерьез. Она поговорила с многими молодыми людьми – девушками и юношами - о менструации, о страхах, когда она не пришла вовремя и что делать, если девушка забеременела (все говорят, что слишком молоды для этого и не готовы, парни говорят, что, конечно, нужен аборт и что, если бы такое случилось, он был бы не уверен, что это его ребенок). И те, и другие инфантильно удивляются самому факту, что в организме женщины постоянно что-то происходит и что в животе даже может появиться живой человек. Вся эта история заканчивается известием о нежданной беременности героини и родами, а ребенок показан так, что мне кажется, что это был личный сюжет. Ничего особенно провокативного (кроме, разве что, самой темы), как и привычных для фильмов Кабуки бешеного ритма и бьющей через край энергии на этот раз нет, это спокойные разговоры, сделанные на основе ротоскопа, но таких, как всегда у нее, ярких и диких цветов, с таким галлюцинаторным морфингом, что все равно кино выглядит очень эффектно.
Кадры фильма «I'm Late»,
режиссерка Sawako Kabuki
Кроме самого нового кино, в программе Анимафеста всегда множество спецпрограмм, на которые никогда не хватает времени и это ужасно обидно. Я обычно уже после фестиваля изучаю списки фильмов, среди которых много редкостей, и пытаюсь найти то, чего не видела раньше. В этот раз список спецпрограмм еще дополнился юбилейными: к 50-летию фестиваля собрали пять подборок международных хитов, получивших за эти годы призы зрительских симпатий. Среди них, кстати, был норвежский фильм 1992-го года, который я не видела, но очень хотела увидеть – «Aret gjennom borfjord / A Year Along the Abandoned Road» режиссера Morten Skallerud. Это 12-минутное кино, снятое с использованием специально разработанной техники «анимации природы» в течение года в северной деревне Бёрфьорд, обычно пустынной, но заполняющейся людьми летом. Фильм этот был очень знаменит, получил множество наград, но в сети его так и не нашла, так что единственное, что могу показать – его четырехминутную версию, на которую согласился Скаллеруд, превращенную в клип группы a-ha с вмонтированными в фильм музыкантами. Жалко, но лучше, чем ничего.
Клип "Lifelines" группы a-ha
Кроме того, к юбилею была сделана большая подборка из фильмов ранних и золотых лет Загребской школы анимации и ретроспектива одного из звездных режиссеров этого времени Неделько Драгича. Из нее особенно мне бы хотелось показать вам минутный фильм «Put k susjedu / Way to Your Neighbour», снятый в 1982 на тему текущей политики Югославии и очень актуально выглядящий сегодня у нас.
Кадр фильма «Put k susjedu / Way to Your Neighbour»,
режиссер Неделько Драгич
Но особенно меня интересовали современные спецпрограммы. В подборке анимадока на меня самое сильно впечатление произвел словенский фильм «Babičino Seksualno Življenje / Granny's Sexual Life» режиссерок Urška Djukić и Émilie Pigeard. В основе этого фильма лежит книга-исследование о сексуальной жизни словенских женщин первой половины ХХ века, для которой было взято около двух тысяч анонимных интервью. Эти признания, произнесенные несколькими пожилыми женщинами, складываются в рассказ как будто принадлежащий одной женщине, чья молодость пришлась на 30-е годы. Бесправие, забитость, насилие со стороны мужа, общее мнение, что женщина должна молчать, когда ее не спрашивают, рожать детей и служить для удовольствия мужа, — все это нарисовано в грубовато-наивной, иронической манере и оттого выглядит особенно отчаянно, как взгляд изумленного ребенка. «Соседи говорили моей матери: не будь идиоткой, ляг, раздвинь ноги и в доме будет мир». В начале и конце фильма используются фотографии из национального архива Словении, на нас уставлены напряженные взгляды женщин, сжавших руки на коленях, и довольные лица мужчин, закинувших ногу на ногу — это становятся документальной рамкой к гротескной анимации. Очень бы хотелось, чтобы мы смогли показать этот фильм в одной из спецпрограмм БФМ осенью.
Трейлер фильма «Babičino Seksualno Življenje / Granny's Sexual Life»,
режиссеры Urška Djukić и Émilie Pigeard
Отдельным блоком среди внеконкурсных программ стоит «Анимационная фестивальная сеть», в которую включены тематические подборки, составленные программерами хороших фестивалей из Восточной Европы. Самыми интересными для меня были две. Во-первых, сборник словенского фестиваля Animateka из Любляны «Лучшие фильмы Аниматеки». Из которой я хочу напомнить вам два не новых отличных фильма, которые есть в сети целиком. Словацкий «Posledný autobus / The Last Bus» (2011) режиссеров Ivana Laučíková и Martin Snopek – мощное метафорическое кино о начале охотничьего сезона, от которого в последнем автобусе бегут из леса животные, - сегодня звучит очень актуально. Кстати, начиная с этого фильма, снятого в нестандартной технике, использующей актерскую игру и маски, я стала слышать разговор о сегодняшней нерелевантности традиционных определений анимации. «Последний автобус» победил в анимационных конкурсах многих крупных фестивалей, но его невозможно было номинировать на Оскар, поскольку непонятно было, считать ли его анимационным или игровым
Фильм «Posledný autobus / The Last Bus»
режиссеры Ivana Laučíková и Martin Snopek
Второй фильм из этой программы, который я очень люблю – «La piccola Russia / Little Russia» (2004) итальянского режиссера Gianluigi Toccafondo. Фильм, сделанный в экспериментальной анимационной технике с живописью и графикой поверх размытых фотографий и видео, превращающих реальность в сновидение. Его герой – молодой мужчина, живущий воспоминаниями о красивой русской девочке, в которую он, неуклюжий толстый мальчик, был влюблен в школе, а она смеялась и убегала. Теперь он представляет себе ее соблазнительной красоткой, а себя – ее любовником, голова его забита какими-то удивительными видениями и фантастической Россией. И все это, как видно, мгновенно возникает перед ним, когда он видит своих старых родителей, считающих деньги, которые так ему нужны, чтобы добраться до мечты. Он убивает родителей, а деньги тратит на русскую проститутку, из чьих объятий сразу попадает в руки полиции. Как пишут, эту историю рассказал режиссеру его дедушка, о мечте человека уехать из своего маленького городка в Россию. Для таких людей, - говорил дед, - величайшее удовольствие на земле – взять проститутку. Но для Токкафондо эта история оказалась сложнее, она была про одиночество, тоску и недостижимую мечту, затуманивающую разум.
Фильм «La piccola Russia / Little Russia»,
режиссер Gianluigi Toccafondo
И напоследок, еще один, не такой давний фильм из спецпрограммы «Словацкая женская анимация», подготовленной словацким фестивалем Анча. Кино называется «Sh_t Happens» (2019), его режиссеры Michaela Mihályi и David Štumpf придумали современную адаптацию библейской истории, абсурдные события которой происходят в многоквартирном доме. Вот она целиком. Не знаю, как ее прокомментировать: таки действительно случается.
Фильм «Sh_t Happens»,
режиссеры Michaela Mihályi и David Štumpf
Пока на этом остановлюсь, а в последней части блога расскажу о студенческой и детской программе, а еще кое-что о VR и полных метрах.

Не переключайтесь!
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ