Анси-онлайн 2020.
Часть 2
Короткий метр. Фавориты
и все остальные

Кадр из фильма ALTOTTING, реж. Andreas Hykade

Первую часть можно прочитать здесь.



Про призеров уже рассказала, теперь начну с тех моих короткометражных фаворитов, которые не совпали с выбором жюри.
Сначала о фильмах русских режиссеров, которых в этом году было особенно много, причем два из них были для зрителей из России сюрпризом. Во-первых, новый фильм Дмитрия Геллера, целиком снятый в Китае — «10 000 безобразных пятен» (10 000 Ugly Inkblots), непривычно для режиссера, известного своим трагическим мироощущением, — нежный, легкий и безмятежный. Это фильм про двух знаменитых китайских художников Шитао и Чжу Да, которых Дима перенес из 17-го века в наше время (поскольку, как сказал он сам «я ничего не понимаю про древний Китай»), двух друзей, которые едут на встречу друг с другом. Один из художников, толстяк, едет на велосипеде, другой — длинный и худой — на автомобиле, у обоих смешные развивающиеся брови, как усы у сома. Вокруг них разворачиваются какие-то жанровые сцены и картины природы, для которых многое взято из произведений этих художников, и в целом все полно юмора и радости. Назвал фильм Дима по имени одной из картин Шитао, и когда он рассказывал про «10 000 безобразных пятен» в нашем разговоре на недавнем БФМ, сказал, что считает Шитао — первым концептуальным художником, а Чжу Да — первым абстрактным художником. А на вопрос, правда ли он рисовал языком, ответил, что он рисовал волосами, но в Китае принято рисовать не традиционными предметами и консультант на фильме сказал, что и языком бы мог. В общем, как сказал Дима: в Китае он чувствует себя счастливым и его новый фильм вполне это счастье отражает.
Трейлер фильма «10 000 безобразных пятен», реж. Дмитрий Геллер
Второй фильм — «Счастье» питерского режиссера Андрея Жидкова, у которого я раньше видела только работы в коммерческих сериальных проектах студии «Петербург». Картина снята по крошечному рассказу 1923-го года Александра Неверова. Рассказ такой: «Захотелось человеку счастья — купил граммофон. Попала двуспальная кровать — и ее купил: в дому появились клопы. Расстроился человек, купил супоросую свинью. — Вот кто меня осчастливит. Свинья обманула: троих поросят задавила, троих слопала. Охнул человек, завел граммофон. — Хоть ты порадуй. В граммофоне захрюкали погибшие поросята. Захворал человек. Лег на двуспальную кровать — клопы окружили. К вечеру начал стонать, а вечером: — Тихо скончался». Интонация тут немного похожа на Платонова, а фильм по изображению — впрямую Филонов, чей мир, как будто собранный из осколков, условный и экспрессивный, ни с каким другим не перепутаешь. Тяжеловесное, мрачное движение, которое задал своей картине Жидков, произвело на зрителей впечатление, хоть и не заработало призов — несколько критиков в Анси фильм Жидкова отметили как важный. Кстати, композитором фильма стал хорошо известный в анимационном мире Андреа Мартиньони. Трейлер фильма можно посмотреть здесь.
Кадр из фильма «Счастье», реж. Андрей Жидков
Фильм «Something to Remember» шведки Niki Lindroth Von Bahr, выглядит как продолжение ее же печального кукольного мюзикла «Бремя», три года назад получившего «Кристалл» Анси. И здесь тоже, как и в ее более старом фильме «Баня» и в «Бремени», которые я очень люблю, какое-то удивительное соединение обыденности и абсурда. И снова это похоже на мюзикл отчаянья. Ники кладет на мотив традиционной шведской колыбельной новые слова о том, что надежды тщетны, поскольку дьявол всегда караулит и определяет свой фильм, как «колыбельную перед великой катастрофой». Эту песню — детскими, старческими и другими непрофессиональными голосами поют антропоморфные птицы, кроты, улитки и жуки в очень узнаваемых ситуациях: в кабинете врача, опустевшем зоопарке, на большой конференции, на бензоколонке, в магазине мебели и каком-то научном институте, где что-то пошло не так и один из ученых-тараканов лежит на полу в собственной рвоте. Особенно почему-то вызывает слезы скорбная улитка в кабинете врача, обернутая манжетой для измерения давления и поющая о том, что лучше ее сторониться, потому что она распространяет вокруг себя несчастья. Человек в обличье самого малого зверька или насекомого, кажется особенно жалким и уязвимым. Ники говорит, что задумала этот фильм после рождения первого ребенка и сейчас понимает, что в нем проявился ее страх перед тем миром, в который ребенку предстоит прийти. И шесть эпизодов фильма — то, что мы можем вспомнить о мире, который оставляем позади.
Трейлер фильма SOMETHING TO REMEMBER, реж. Niki Lindroth Von Bahr
Фильм «De Passant» бельгийского режиссера Pieter Coudyzer рассказывает простую историю про мальчишку-очкарика, поехавшего на велосипеде на свидание к самой красивой девочке класса, но по дороге сбитого машиной. Это единственное событие в фильме, но мы долго к нему подходим: видим, как мальчик решается пойти, как кладет за пазуху нарисованный только что портрет девочки, вероятно намереваясь его подарить, как разговаривает с милой мамой, понимающей его волнение, и как потом по дороге встречает добродушно завидующего ему крупного одноклассника. Фильм на гибели подростка не заканчивается, мы видим, как жизнь продолжается: льет дождь, девочка ждет на остановке, ветер несет мокрый портрет, бегают с лаем собаки, мимо несколько раз туда-сюда проехал другой мальчишка, все ждут вечеринки, а того веснушчатого застенчивого очкарика уже нет. Режиссер, в представлении фильма рассказавший о том, что это событие он видел в детстве и не может забыть до сих пор, сделал все, чтобы случайная смерть подростка не прошла мимо и тронула нас, как будто мы его хорошо знали. Этот фильм сделан в технике перекладки с красивыми цветными фактурами и все время немного сквозь дымку — то близоруких глаз, то вертящихся в колесах спиц, то слез.
Трейлер фильма DE PASSANT, реж. Pieter Coudyzer

Женская тема продолжает быть на пике. Одной из самых неожиданных картин на тему женской физиологии стала Hot Flash канадки Thea Hollatz, комедия на тему климакса, где героиня, ведущая телепрограммы про погоду, постоянно испытывает «приливы», в самое неподходящее время обдающие ее волной жара так, что пот льется градом. Про перестройку женского организма вообще-то снимают много, но главным образом про подростковую, и менструация с ее кровью и страхом перед взрослением обычно становится источником драматических сюжетов. А здесь — комедия положений, где героиня постоянно попадает в неловкие ситуации оттого, что люди видят, как она пытается охладить пылающее немолодое тело. Самое неожиданное, что режиссерка – совсем молодая девушка, то есть это не ее проблемы, и к тому же она дизайнер, никогда не занимавшийся анимацией, «Приливы» — ее дебют, и для дебютантки особенно удивительно, насколько у нее вышла внятная история и по сценарию и по режиссуре. Ну и это еще один вопрос к выбору жюри в качестве лауреата за первый фильм унылого китайского «Города».
Кадры из фильма HOT FLASH, реж. Thea Hollatz

Конечно, еще до фестиваля хотелось увидеть новый фильм немецкой анимационной звезды Андреаса Хикаде, тем более, когда стало известно о том, что арт-директором его картины стала португальская звезда Режина Пессоа; трудно было себе представить, что их может объединить. Фильм «Altötting» Andreas Hykade — его личная история отказа от религии, сделанная как всегда в форме притчи: история о мальчике, в детстве влюбившемся в деву Марию, а потом спросившем ее, свою возлюбленную, в чем секрет ее вечной красоты, и увидевшем, что она всякого прижимает к груди, а потом отдает смерти. И это заставило в ней разочароваться. Хикаде считает этот фильм приквелом к своему давнему фильму «Кольцо огня», который его прославил, и который тоже был фильмом о взрослении и разочарованиях. Реальный Альтэттинг — баварский город, куда стекаются католические поломники, чтобы поклониться чудотворной статуе Девы Марии, и сам Андреас в детстве жил в деревне неподалёку, был алтарным служкой и даже прислуживал Папе Римскому, когда тот единственный раз посещал город. В интервью Хикаде рассказывает, что по-прежнему бывает в знаменитой Часовне Благодати раза три в год, чтобы понаблюдать за людьми и посмотреть, как сменяются картины на стене. «Например, раньше были картины солдат со свастикой, которые просили Деву Марию о помощи. Теперь эти картины заменили на ужасно нарисованные работы студентов». Хикаде в интервью говорит о том, что детство его было довольно грустным: «Я не мог вписаться, хотя я старался с футболом, гандболом, боксом, плаванием и так далее. Ничего не получалось. Я вырос в подвале — без окон, без естественного света. Было довольно мрачно и одиноко. Искусство стало выходом из всего этого». Он говорит о том, что прощание с иллюзией, о которой идет речь в фильме, — это всегда потеря безопасности. А второй слой значения — это потеря матери. Во время съемок фильма мама Адреаса скончалась (на ее похоронах была сыграна Аве Мария, лейтмотив фильма), что стало еще одним личным пластом картины. И вот еще что Хикаде рассказывает о причине сотрудничества с Режиной Пессоа. Впервые он столкнулся с работой Пессоа в 2000-м году, когда его фильм «Кольцо огня» с графикой, напоминающей скрэтчинг, гастролировал по фестивальному кругу в то же время, что и дебютный фильм Режины «Ночь», построенный на ее фирменной технике процарапывания гипсовых пластин. «Фестивали часто ставили два фильма рядом. Таким образом, я понял, что Режина была королевой скрэтчинга. Я отказался от этой техники, чтобы сосредоточиться на простых фигурах. Затем, 15 лет спустя, я представлял себе «Altötting» как своего рода приквел к Ring of Fire. Так что мне снова понадобилась эта техника, что оставляло мне две возможности: передрать ее у Режины и сделать вариант ее скрэтчинга для бедных или убедить Режину сделать эту работу». К счастью, она согласилась.
Трейлер фильма ALTOTTING, реж. Andreas Hykade
В этом году, поскольку главной темой Анси должна была быть Африка, в программе африканской анимации оказалось больше обычного; в целом она склонялась либо к протестным, либо к образовательным сюжетам, не слишком интересным, но был один фильм, который явно выделялся из этого ряда и я особенно жалею, что он не был отмечен жюри. «Machini» конголезских режиссеров Frank Mukunday и Trésor Tshibangu тоже имел боевую задачу: речь шла про Конго, где есть огромные запасы кобальта и лития, и работают заводы, производящие батарейки для электромобилей, снижающих загрязнение в Европе. Но сами эти заводы своими выбросами убивают людей, которые на них работают и живут рядом. Режиссеры придумали выразительный и живой мир буквально из того, что валяется под ногами. Это рисунки мелом на доске, соединенные с перекладкой из камней, песка и всякого мусора, вроде обломков ржавой трубы и ореховых скорлупок. Анимация очень остроумно и изобретательно сделана, парадоксально соединяя плоскость с объемом, и с любовью показывая обыденную жизнь людей из камешков в меловых домах. В бедности и фантазии, с которым используется материал — бедность и энергия жизни. Но и финал, когда люди, кашляя, рассыпаются на камни, и в конце концов превращаются в песок, который собирает экскаватор — тоже сильный образ.
Трейлер фильма MACHINI, реж. Frank Mukunday, Trésor Tshibangu
Теперь об особенно интересующей меня документальной анимации. Пожалуй, самым интересным по этой части для меня в программе Анси был фильм «Just a Guy», снятый Shoko Hara из Германии. Это рассказ о знаменитом американском серийном убийце и насильнике Ричарде Рамирезе, которого называли «ночным странником», красавце мексиканского происхождения, вокруг которого был создан целый женский культ, когда он уже сидел в тюрьме. О своих отношениях с Рамирезом, о том, как писали ему письма, посылали фотографии, навещали в тюрьме, рассказывают три женщины, и одна из них — сама Шоко Хара. Сегодня в доканимации фильмы, строящиеся из нескольких интервью на одну тему — самый ходовой прием. Этот ход как бы должен показывать, что произведено исследование, но на деле далеко не всякий набор мнений на одну тему складывается в картину. У Шоко Хара это получилось. Ее героини: Ева, которая начала писать Рамирезу письма, когда он только сел, первая начала ходить к нему в тюрьму, но отказалась выходить за него замуж, когда он ей предложил (замуж за него в конце концов вышла другая поклонница). Ева иронична, отлично понимает, почему ее к нему тянуло, насмешливо, но и с сочувствием рассказывает о разных эпизодах их встреч и переписки. Вторая героиня (имя ее изменено), блондинка из Германии, писала ему письма и посылала фото в тех позах, которые он просил, и считает, что была ему другом, причем каждый их них получал от этой дружбы свой эротический бонус. Третью девушку, которой стала Шоко Хара, пригласила вторая для эротических съемок, зная слабость Рамиреза к азиаткам, Шоко присоединилась из любопытства, но испугалась переписываться с ним дальше, когда он предложил. Обаяние этого фильма не столько в истории и женских характерах, сколько в том, как он сделан: пластилин, объекты, предметная перекладка, фрагменты его писем с эротическими и кровавыми рисунками, соблазнительных фотографий, которые они ему посылали, — все это складывается в выразительное грубоватое, почти панковское кино, с юмором рассказывающее о притягательности «плохих парней». Фильм этот сделан на креативной платформе AniDox (она существует при датской киношколе The Animation Workshop), специально созданной для того, чтобы разрабатывать анимационную документалистику.
Трейлер фильма JUST A GUY, реж. Shoko Hara
«Flesh» — бразильско-испанская доканимация в режиссуре Camila Kater, тоже построенная, как серия интервью, теперь с женщинами, рассказывающими о взаимоотношениях с собственным телом. Все сюжеты делали разные аниматоры, в разных техниках от предметной до рисования акварелью, живописи пластилином и скрэтчинга на пленке. Ну и поскольку речь про плоть, «мясо», истории собраны в главки с названиями по степени прожарки мяса. Начинантся с «rare»: воспоминаний о детстве, когда мама, мечтавшая о дочке-куколке, все время старалась заставить свою толстушку похудеть — тут это выглядит, в частности, как рисование на тарелочках, а еще анимация куклы и платьев в шкафу. Есть акварельная история о взрослении, менструации: «истекать кровью, не умирая». Есть признания черной транс-женщины: «в пирамиде толерантности я последняя», и рассказ о том, как мучительно не соответствовать стереотипу: черная, но не очень, без большой попы, не любит фанк музыку, не танцует самбу. Есть сюжет про климакс, о котором окружающем мало известно, все знают только ПМС (тут внятная перекличка с фильмом Hot Flash). Есть история бездетной лесбиянки, которой все врачи предлагают удалить матку, как будто она не женщина. И есть признание старой актрисы, известность которой пришлась на 60-70-е годы, в том, что к 80-ти годам она наконец-то чувствует себя хозяйкой своего тела.
Трейлер фильма «Flesh», реж. Camila Kater
Еще один фильм, построенный на многочисленных интервью — «Migrante» режиссеров из Аргентины Esteban Ezequiel Dalinger и Cesar Daniel Iezzi — набор микроисторий мигрантов, каждая всего в одну фразу, отвечающую на вопрос «почему я мигрант?». Все они изобразительно разные потому, что в этом проекте участвовали 50 аниматоров из 11 стран Латинской Америки.
Трейлер фильма MIGRANTE, реж. Esteban Ezequiel Dalinger, Cesar Daniel Iezzi
Другой вариант дока — рассказ конкретной истории. И тут тоже могут быть разные подходы: она может быть построена на интервью какого-то участника или на изучении темы, как в фильме «Дом», о котором я рассказывала в прошлом блоге, среди призеров. На интервью строился довольно страшный рассказ немецкого фильма «Up Here, With the White Gods», в котором мы слышим реальную историю о двух юных друзьях из Мозамбика, приехавших в 80-е годы в ГДР в надежде на возможность учиться, но обманутых и получивших вместо этого мрачную, бенадежную жизнь, полную насилия и расизма. Сняли этот фильм режиссеры Jalal Maghout, Alexander Lahl, Mike Plitt (причем Александр Лаль — один из создателей знаменитого фильма «Сломленные» о ГДР-овской женской тюрьме).
Трейлер фильма UP HERE, WITH THE WHITE GODS, реж. Jalal Maghout, Alexander Lahl, Mike Plitt

Бельгийский «White Paradise» — реальная дикая история, произошедшая в 2007-м году, убийство восьмилетнего ребенка отцом, укравшем его у жены, с которой он расстался. Рассказ ведет как бы сам ребенок, причем вся анимация сделана в стилистике детских рисунков мелом на доске. Во всех синопсисах обязательно указывают, что режиссер Xavier Istasse снял этот фильм с согласия матери ребенка.
Кадры из фильма WHITE PARADISE, реж. Xavier Istasse
Ну и раз уж я собираю весь док, вот еще один фильм, который вызвал у меня скорее протест. Это «Annah la Javanaise», снятая в Индонезии режиссеркой Fatimah Tobing Rony. Речь в картине идет о 13-летней таитянской девочке, которую в 1893-м году семья продала, и она попала в Париж, где стала служанкой, моделью и любовницей художника, который с ней плохо обращался, никогда не платил и назвал Анной, заставив забыть родное имя. Художником этим, как сказано, был Гоген. Происхождение этого сюжета понятно, он идет в русле сегодняшнего переосмысления прошлого с точки зрения новых моральных и антиколониальных норм, и описание педофильского и колонизаторского поведения Гогена с «Яванкой Анной» в презентации его прошлогодней персональной выставки, уже много обсуждались. Как дискуссия — это в порядке вещей. Но в этом фильме история о ребенке и злодее рассказывалась от лица героини, как нечто окончательное, и, коль скоро сюжет подавался как документальный, однозначность обвинений выглядела некорректно и неприятно. Впрочем, возможно, все дело в том, что фильм был не слишком талантливым.
Трейлер фильма ANNAH LA JAVANAISE, реж. Fatimah Tobing Rony
Наконец-то среди документальных сюжетов на фестивале был и русский. Фильм Кати Михеевой «Поговорим?» сделан на базе нового прогрессивного проекта «Иллюминатор» (illuminator.info), с 2017-го года работающего как платформа, рассказывающая обеспокоенным родителям ЛГБТ-подростков «о сексуальной ориентации и гендерной идентичности» через объяснения специалистов и личные истории других родителей о принятии своих детей. В прошлом году продюсеры «Иллюминатора» Павел Лопарев и Ирина Ходырева задумали сделать новым разделом проекта цикл пятиминутных документально-анимационных фильмов, построенных на реальных интервью с молодыми людьми и их родителями. Снимать пригласили шесть отличных российских режиссеров, и первая готовая картина сразу же была взята в Анси в программу «Перспектива», его сняла самая молодая из участников — Катя Михеева, а осенью обещают к нему добавить еще пять фильмов наших мастеров. Фильм «Поговорим?» — о девушке, решившей признаться в своей гомосексуальности родным. И, если отец лишь посмеялся над ней, то мама постепенно смогла ее принять. Как во многих таких документальных сюжетах, фильм заканчивается маленькими видео героев и это, конечно, делает его особенно убедительным.
Трейлер фильма «Поговорим?», реж. Катя Михеева
Более редкий тип доканимации — ненарративный, обычно такого рода сюжеты связаны с исследованием места, например, город сам становится документом. Фильм «Esfinge urbana» испанки Maria Lorenzo Hernandez, как раз такого рода: это посвящение стритартистам Валенсии, пятиминутная яркая зарисовка, дающая почувствовать дух городских художников.
Трейлер фильма ESFINGE URBANA, реж. Maria Lorenzo Hernandez
И, наконец, очень симпатичный французский документальный проект, уже телевизионный. Он называется «L'amour a ses reseaux» и состоит из 13 четырехминутных серий, каждая из который рассказывает о какой-то неудачной истории знакомства в Тиндере, в основном, как я понимаю, берутся забавные случаи. Сценарии писались на основе постоянной колонки «Tinder Surprise» Рене Грезера в еженедельнике l'Obs, для которой читатели присылают ему свои истории свиданий, назначенных в этом приложении для знакомств. В фестивальной ТВ-программе для взрослых показывали из этого цикла эпизод «Petit Piment» режиссеров Romain Blanc-Tailleur и Cécile Rousset (вероятно, остальные серии снимают они же), в котором девушка, впервые приехавшая в Берлин, решила найти в Тиндере друзей, чтобы вместе погулять по городу. Откликнувшийся парень пригласил ее на вечеринку, где сразу встал вопрос: должна она теперь оставаться с ним или можно флиртовать с другими красавчиками?
Кадры из фильма PETIT PIMENT,
реж.
Romain Blanc-Tailleur и Cécile Rousset. Источник
Вроде, с доком закончили, теперь про остальное. Картина режиссера из Австрии Reinhold Binder «Time o´ the Signs» — нередкий тип фильма, демонстрирующего страх перед машинизированной жизнью, перед тем, что она изо дня в день одна и та же (об этом снимали и раньше), но теперь это еще и усугубляется тем, что ты прозрачен и тобой руководят гаджеты и на работе, и в жизни, и отдых у тебя цифровой (ты видишь его в VR-шлеме), ТВ тебя дурит и один день похож на другой, пока ты не выброшен после использования. По изображению там есть несколько интересных моментов.
Трейлер фильма TIME O THE SIGNS, реж. Reinhold Binder
Фильм американского независимого режиссера Zachary Zezima «Friend of a Friend» снимался во Франции, как говорит режиссер, история это частично автобиографическая, но не то, чтобы очень внятная. В ней парень подвергается сексуальному насилию, пытается мстить, потом начинает сочувствовать насильнику. В общем, герой не может разобраться со своей сексуальностью, парни ему нравятся или девушки. Мне в этом кино самым выразительным показался цвет — кислотный и несколько безумный.
Трейлер фильма FRIEND OF A FRIEND, реж. Zachary Zezima
«No, I Don't Want to Dance!» — симпатичное кино на две с половиной минуты живущего в Лондоне итальянского режиссера Andrea Vinciguerra, где действуют тряпочные толстячки. Автора злит, что музыка звучит повсюду (в этом я его очень понимаю) не дает людям услышать друг друга и насильно заставляет танцевать. Должен уже кто-то положить этому конец? А вот и фильм целиком:
Фильм NO, I DON'T WANT TO DANCE!, реж. Andrea Vinciguerra

«Scenes From Life» — фильм испанской режиссерки Izibene Onederra, с ней меня как-то в Анси познакомила Света Филиппова. У Изибене очень мощная, резкая графика, всегда выглядящая драматически. Кино ее всегда такое насыщенное, что не легко вычленить из него связную историю, но каждую минуту ясно, что происходит что-то страшное, опасное, всегда ждешь насилия. А в этом фильме виден еще и феминистский запал, протестующий против объективации женщин. Недаром, фестивальным описанием к нему идет цитата из французского философа феминизма Элен Сиксу.
Трейлер фильма SCENES FROM LIFE, реж. Izibene Onederra
«Ghosts» южно-корейской режиссерки Jee-Youn Park — затягивающее сюрреалистическое кино, к которому склонны многие азиатские аниматоры. Вокруг скучающей пары в спальне возникают самые невероятные существа — возможно, это фантазии героев или призраки, или бог знает что еще. Кусочек из фильма можно посмотреть здесь.
Кадры из фильма GHOSTS, реж. Jee-Youn Park
Немного про нарративное кино, которое обычно пользуется у публики большим успехом, чем на фестивалях. «Rebooted» австралийского режиссера Michael Shanks — фильм на любимую мной тему «анимация об анимации», по-своему трогательная история о «актерах»-монстрах в старом кино. Тут герой — скелет, знававший славу, а теперь никому не нужный, как старый актер, и на съемках его заменяет артист «захвата движения» с датчиками. Режиссер использовал много разных техник, включая стоп-моушн с куклами и много придумал симпатичных деталей. Например, хороший момент, когда скелет приходит в паб выпить с другими монстрами-неудачниками и ставит себе под ноги ведро, поскольку понятно, что виски течет насквозь, ну и хороши старики — резиновые динозавры и рисованный монстрик, показанный, как проекция на целлулоид. Наивно и сентиментально. А вот и весь фильм:
Фильм REBOOTED, реж. Michael Shanks
«The Zillas Have A Picnic» немецкого режиссера Christian Franz Schmidt — создан, чтобы стать хитом интернета – смешная история про семейство гигантских ящеров-годзилл, вышедших на берег, чтобы устроить пикник, а на привычном месте намусорено (то есть — вырос город с людьми). Тогда папа с мамой и малыш, засунувший в рот кита, занимаются уборкой, которая выглядит как пародия на фильм-катастрофу. Кусочек из фильма можно посмотреть здесь.
Кадры из фильма THE ZILLAS HAVE A PICNIC,
реж. Christian Franz Schmidt
В фильме испанской режиссерки Begoña Arostegui «Me» сюжет очень простой: герой сошел с ума на почве того, что как-то увидел в парке надпись «парк» и с этого момента решил, что все нужно подписывать, иначе другие не поймут. Фильм нехитрый, но занятно, что смешные анимационные персонажи действуют на фоне реального видео.
Трейлер фильма ME, реж. Begoña Arostegui
Фильм «Arka» хорвата Natko Stipanicev — эффектные картины абсурдной жизни гостей и служащих огромного корабля, напоминающего Титаник и, кажется, постепенно тонущего, на что никто на корабле не обращает внимания.
Трейлер фильма ARKA, реж. Natko Stipanicev
Из внеконкурсных программ в этом году собрали только традиционную WTF — набор всякого дикого и необычного. В этой сумасшедшей куче обычно можно найти бриллианты и на этот раз в программе, главным образом выглядящей, как гора кровавого месива, было неожиданное маленькое кино знаменитого японского режиссера Atsushi Wada под названием «My Exercise», где толстый мальчик просто делает упражнения с собакой, которую использует, как спортивный снаряд. И на его основе обещно сделать еще и компьютерную игру.
Кадры из фильма MY EXERCISE, реж. Atsushi Wada
Из экспериментальной программы Off limits, кроме победителя меня заинтересовало только два фильма. «4:3» британского режиссера Ross Hogg в духе старых киноэкспериментов: абстрактный скрэтчинг и рисование на 16-миллимитровой пленке под нарисованный же звук, ритмичное и энергичное. В решетке из двенадцати экранов (как я поняла, вместе они собраны с помощью проекции), которые существуют в цвето-музыкальном диалоге. Вот оно целиком:
Фильм «4:3», реж. Ross Hogg
У этого фильма, кстати, есть версия 360˚ и тогда все 12 экранов как будто окружают зрителя, это очень эффектно, к тому же, как пишет режиссер, он показывал этот фильм и как иммерсивную инсталляцию.
Фильм «4:3», версия 360˚, реж. Ross Hogg
И фильм польско-американского исследователя анимации Marcin Gizycki «Wieczór», основанный на картине художника-сюрреалиста и пионера польской анимации Зенона Василевского «Закат» (1964). На картине посреди пустыни стояли несколько человек, ожидающих поезда, а сам поезд с пассажирами улетал куда-то вверх. Эту картину Гижицкий оживил, частично с актерами, частично с помощью анимации.
Кадр из фильма WIECZOR, реж. Marcin Gizycki
Ну и о детской программе. Из России в ней было два фильма: «Теплая звезда» Анны Кузиной из СМФ и екатеринбургская «Девочка-птичка» Екатерины Невоструевой, оба милые и хорошо смотрелись в контексте других. Самым неожиданным и забавным в программе мне показался литовский фильм «Matilda and the Spare Head» режиссера Ignas Meilunas, а потом я вспомнила, что именно Игнас несколько лет назад сделал на каком-то анимационном интенсиве остроумное коротенькое кино «Господин Ночь берет выходной» и стало ясно, откуда тут что берется (к тому же, как выяснилось, начинал он как звуковик в театре Оскараса Коршуноваса). Теперь он сделал яркое кукольное кино про дочку и маму, которые так хотели, чтобы девочка была самой умной, что завели ей запасную голову, поскольку в одну все знания не умещались. С этой головой происходит много всего веселого — ее теряют, забывают и т.д. К счастью, все заканчивается тем, что Матильда теряет к запасной голове интерес и вместе со школьными друзьями принимается играть ею в футбол.
Кадры из фильма MATILDA AND THE SPARE HEAD,
реж.
Ignas Meilunas. Источник
Еще мне показался симпатичным фильм из прекрасного французского проекта «На пороге школы», в котором ежегодно несколько лучших выпускников киношкол делают короткометражки по стихам одного из значимых поэтов Франции. «Nature» сняла Isis Letterrier по Жану Тардье (в том же выпуске сделала фильм и Юля Войтова) из природных материалов, что выглядит мило.
Трейлер фильма NATURE, реж. Isis Letterrier
Принимаясь смотреть детскую программу, я больше всего надеялась на новый фильм британца Ainslie Henderson (я очень люблю его фильм «Я, Том Муди»), но, на мой взгляд, «Archie» не удался. Это вполне качественно сделанное кукольное кино про собаку Арчи, у которого умерла тетя и теперь он пускается в далекий и унылый путь на шотландское побережье в ее опустевший дом. Забавная деталь только в том, что у главного героя-собаки есть собачка — домашний питомец. Кино всячески пытается держать печальную мину, но наутро обе собаки просыпаются и почему-то их посещает надежда на новую жизнь. Все это выглядит довольно формально, возможно оттого, что это был заказ. Кстати, на этом фильме, как и на предыдущих, с Энсли работал его друг, тоже прекрасный режиссер Уилл Андерсон. Интересная часть сюжета состоит в том, что это пилот сериала, в котором пока планируется 26 эпизодов по 7 минут. Фильм сделан по известной детской книжке Domenica More Gordon с ее же иллюстрациями про антропоморфного пса Арчи, живущего в мире собак и ставшего прекрасным портным (она же писала сценарий для фильма). Причем, Доменика — не только иллюстратор, она делает войлочных кукол-собак, которые пользуются огромным успехом (я прочла, что их покупает Бред Питт и прочие звезды), вероятно, эти куклы и вдохновили продюсера. С того, что Арчи с собакой поселяется в доме на Внешних Гебридских островах в Шотландии, должна начаться история.
Кадры из фильма ARCHIE, реж. Ainslie Henderson
На этом все про короткие метры, а про студенческие фильмы — в следующий раз.

Продолжение следует.
Студия Большого фестиваля мультфильмов
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ