Надо сказать, в последние несколько лет из молодой анимации все привычные табу, связанные с телом и сексом, исчезают так же стремительно, как возвращаются внешние цензурные запреты. Но, видимо, среди студентов, изначально существующих в потоке мировой авторской анимации, где нет никаких ограничений, это естественный процесс. Фильмы студентов в российской конкурсной программы это ясно показали — такого количества обнаженных тел и эротических сюжетов раньше не было.
Пара слов о студентах. По программе видно, что в этом году самыми продуктивными были две российские киношколы, причем обе достаточно новые. Вышка (Школа дизайна НИУ ВШЭ) и Курсы художников-мультипликаторов Цеха анимации. Если Вышка учит по программе бакалавриата, постепенно стягивая к себе все больше ярких преподавателей, то Курсы Цеха — это скорее дружеская команда, устраивающая особые короткие экспериментальные программы частного обучения без формальных лицензий, но со впечатляющими результатами. Из Вышки, где в последнее время стали преподавать Игорь Ковалев и Леня Шмельков, в конкурс попало несколько их совсем юных учениц-второкурсниц, и даже одна первокурсница, что тоже всегда было редкостью. Впрочем, сейчас анимация стремительно молодеет и кроме второкурсников Вышки, в конкурсе были второкурсники ВГИКа, ученики Алексея Демина (о фильме Вали Тютерева «Метро», который сейчас очень успешно путешествует по фестивалям и Наташи Абрамовой «Праздничный ужин» я уже писала из Суздаля) и совсем юные студентки Лизы Скворцовой из колледжа при ВГИКе.
Самой масштабной из студенческих работ была «Кибер-Ева» Кати Михеевой, ее дипломная работа в Вышке с фантастическим сюжетом о девушке, которая ищет себя среди какого-то странного и опасного современного искусства. Специфика этого фильма в том, что для него взяты 3D-персонажи и анимация из открытых источников, и движение выглядит ограниченным, как в компьютерной игре, но при этом кино смотрится не как машинима (то есть фильм, сделанный на основе игры), а именно как симуляция игры, где тебе все время предлагают варианты решений, из которых ты якобы можешь выбрать. Но штука в том, что выбрать ты не можешь («как и в жизни», — объясняет Катя), зато сами ситуации выглядит парадоксально и смешно. Этот фильм уже целиком в сети.