Загребский фестиваль 2023
Часть 1
Победители
Кадр фильма «The Garden of Heart \ A szív kertje», режиссер Olivér Hegyi
51 год отметил загребский Animafest, он прошел в 33-й раз и главной темой в этом году была научная фантастика. Она и стала вдохновением для режиссера Далибора Барича \ Dalibor Barić, чей стильный ретро-трейлер, напоминал о множестве журналов и книжек с картинками, прочитанных в подростковом возрасте. Трейлер с ностальгическим саундтреком в духе старой электроники показывали всю фестивальную неделю перед каждым сеансом, и он на удивление не надоедал.
Трейлер фестиваля "Animafest Zagreb 2023",
режиссер Dalibor Barić
Кроме того, как и в прошлом году, был отдельный трейлер для студенческого конкурса, снятый магистрантами Загребской Академии искусств.
Трейлер студенческой программы,
режиссерки Tara Klepac, Ivana Šoljić, Petra Pavetić Kranjčec, Amilia Šarić, Lara Paun, Victoria Hučić, Nina Šipek

Еще в этом году на фестивале была мощная параллельная программа, которая случилась в первую очередь благодаря тому, что приз «За достижения всей жизни» \ Lifetime Achievement Award 2023 - получил феерический южноафриканский художник, аниматор, режиссер, артист и вообще возрожденческий титан Уильям Кентридж \ William Kentridge. Он приехал в Загреб получать приз и поэтому празднование включало его анимационную ретроспективу (большей части фильмов нет в сети) и маленькую, но впечатляющую выставку Circulus vitiosus в галерее Kranjčar с красивым каталогом (кураторка Paola Orlić). В экспозиции меня особенно поразила аудиовизуальная инсталляция 2007 года "What Will Come (Has Already Come)", в которой сверху на диск проецировалась круговая анимация с неясным изображением, а в центре этой «тарелки», как стержень стоял зеркальный цилиндр и уже в нем отражение расплывчатой картинки собиралось в ясные образы войны. Ну а кроме этого фестивальные зрители смогли увидеть мастер-класс Кентриджа, который он вел остроумно, живо и необычайно артистично. Основной темой в нем, как мне показалось, было признание в любви своей студии, которая для художника и место работы, и бесконечное вдохновение, и угол для прокрастинации (Кентридж уговаривал зрителей не стыдиться простоев, поскольку в это время что-то зреет), и, в конце концов, убежище, где безопасно быть тупым. А еще мы увидели перформанс, в котором Кентридж исполнял Ursonate - "Сонату празвуков" Курта Швиттерса с загребскими музыкантами (на клавишных - артдиректор фестиваля Daniel Šuljić). Абстрактный текст, только из звуков, у него превращался то в доклад, то в арию с удивительно ясной фразировкой. Кентридж, конечно, поразительный артист - с юмором, обаянием, энергетикой. Не меньше, чем художник и режиссер.
Мастер-класс и перформанс Уильяма Кентриджа (фото автора), экспозиция Circulus vitiosus в галерее (фото из социальных сетей Galerija Kranjčar)
Еще одно, на мой взгляд, заметное событие в рамках фестиваля - инсталляция Lea Vidaković \Леа Видакович к ее кукольному фильму «Семейный портрет» в галерее хорватской ассоциации художников. Сам «Family Portrait» показывали в международном конкурсе Анимафеста – это бессловесная, но внутренне напряженная и даже мучительная картина о том, как в увядающий, а когда-то явно аристократический дом, к отцу с дочерью-подростком является толпа родственников. Они начинают тут жить своей необузданной жизнью, и дом окончательно разрушается. Галерея HDLU построена как круговая анфилада залов и в первом из них находилась видеоинсталляция из семи синхронизированных видео разных частей дома. Зрители видели сразу, что происходит во всех комнатах и это, пожалуй, было даже интереснее, чем в фильме, где камера выбирает события. Тем более, что сам дом сделан с исключительной любовью к деталям и свет выставлен очень красиво, так что разворачивающиеся картины невольно отсылают к фильмам Бергмана. А дальше (для идущего по кругу зрителя) в каждом из залов галереи на полу стояла декорация одной из комнат, которая выглядела крошечной и заставляла сесть на пол, чтобы рассмотреть весь подробный мир. Выставка к «Семейному портрету» - практическая часть докторантуры Видакович в Сингапуре - удивительно подошла к кольцевому экспозиционному пространству HDLU с ее старым ободранным паркетом и не новыми стенами.
Видеоинсталляция Lea Vidaković к фильму «Family Portrait»
Инсталляция Lea Vidaković к фильму «Family Portrait»
Кстати, у этого здания оказалась удивительная история: в 30-х годах прошлого века оно было задумано как дом искусств. В 1944-м стало мечетью - рядом построили три минарета. В 49-м их демонтировали и оно снова стало музеем, сначала городским, а потом уже ассоциации хорватских художников.
В фестивальной программе было еще много любопытного (в частности, лаборатория питчинга анимации «Rise & Shine», где десятерых молодых режиссеров из разных стран учили представлять свои проекты Михаэль Дюдок де Вит и Педро Риверо). Но пора переходить к рассказу о конкурсе.

В этом году было особенно заметно, что анимационные короткометражки стали куда длиннее. Много фильмов по 15-25 минут, а не как раньше – 5-10, причем самое интересное кино чаще всего длинное. Причин тому довольно много, в частности то, что важные проекты снимаются как копродукция, значит есть возможность делать их масштабнее. Это усложняет работу фестивальных программеров, которые в этом случае могут гораздо меньше фильмов взять в конкурс, хронометраж которого ограничен. Многие студенты тоже стали снимать длинное кино, но у них это скорее демонстрация навыков для работы в индустрии – долгие школьные фильмы как правило не делают открытий, а гонят сюжет, чаще всего фантастический, в 3D или ротоскопе без глубин и визуальной оригинальности.

Еще одна особенность нынешнего года (впрочем, это продолжение прежних тенденций) – все больше становится очень откровенного, чувственного эротического кино на грани с порно. Как и проблемных сюжетов, исследующих табуированные раньше темы, связанные с сексом и телесностью (Программа фестиваля в Анси, прошедшего после Загребского, это наблюдение подтвердило). Забавно, что одна из студенток, снявшая эротическое фэнтези, благодарила Анимафест за участие в конкурсе, дающее ей возможность показать свое кино, поскольку традиционные видеохостинги вроде ютуба ее фильм забанили. Ну и по-прежнему очень мало смешного кино, что тоже становится проблемой для программеров: показ, где один мрачный фильм идет за другим без передышки, тяжело смотреть.

О прочих анимационных тенденциях расскажу в процессе, перехожу к фильмам. Сначала о лауреатах. Вопреки традиции начну с приза публики в коротком метре: публика на Анимафесте искушенная, состоит большей частью из профессионалов анимации, студентов и журналистов – плохого она не выберет. Награду получил фильм, который уже был триумфатором года – «Ice Merchants» португальского режиссера-дебютанта João Gonzalez, номинант последнего Оскара и победитель множества фестивалей. Это история об отце и его маленьком сыне, которые живут в домике, цепляющемся к скале высоко над долиной с поселком, и ежедневно слетают на парашюте вниз, чтобы продать лед. История явно содержит тайну, так что понимание, что в доме о чем-то молчат, держит фильм Гонсалеса, строящийся на рутине необычной жизни, в напряжении. В чем потеря поймем в конце, когда потепление разрушит домик и герои, обнявшись, полетят вниз без всякого парашюта, наверное, ожидая смерти, и в воздухе возникнет женщина, обнимая и спасая их. Кино получилось очень стильное по дизайну: графичное, с резкими тенями, немногочисленными локальными цветами, и такое же эффектное по режиссуре: с острыми ракурсами и захватывающими дух полетами. Не удивительно, что эффектное мастерство Гонсалеса вместе с сентиментальной историей тронуло сердца видавшей виды загребской публики.
Трейлер фильма «Ice Merchants», режиссер João Gonzalez
В жюри короткого метра входили Hugo Covarrubias, чилийский режиссер, чей недавний фестивальный хит «Bestia» получил множество наград, голландский режиссер Hisko Hulsing, израильская режиссерка Tal Kantor, чей фестивальный хит «Письмо свинье» продолжает мировое турне, Aneta Ozorek, куратор и художественный руководитель фестиваля анимации Kaboom и режиссер Vuk Jevremović – имена членов жюри важны, поскольку в Загребе они дают персональные награды.

Начну с главного: Гран при Анимафеста в этом году в Загребе получила Варя Яковлева за свой мощный «Ванлав». Варя сейчас живет во Франции, но фильм был снят еще в России, что, конечно, вызвало напряженную дискуссию в сети уже после окончания фестиваля. Дело в том, что в прошлом году, после начала войны, Анимафест объявил, что не будет отказываться от фильмов из России, но не станет в программе указывать у них страну производства и теперь это оказалось дополнительным триггером, поскольку у кого-то могло возникнуть ощущение, что жюри ввели в заблуждение. Я не буду включаться в это обсуждение, мне кажется, у нас нет тут права голоса, и пишу об этом только для того, чтобы зафиксировать ситуацию, к которой мы сможем вернуться, когда кончится война. В любом случае я очень благодарна коллегам с фестиваля за их тепло и поддержку Вари – мало кто так понимает ситуацию и имеет право говорить о ней, как те, кто прошел через балканскую войну.

А меж тем, у фильма Вари было на фестивале свое приключение: на конкурсном сеансе вдруг обнаружилось, что показывают какую-то безумную бракованную копию, где многих сцен нет, а другие повторяются многократно, но те, кто фильма не видел раньше, этого не поняли, поскольку отличный саундтрек Леши Просвирнина был в порядке и задавал ритм. Было ощущение, что это кино про дурной, бесконечно повторяющийся сон и у такой версии были свои поклонники. К счастью, организаторы фестиваля нашли возможность показать нормальную копию фильма в конце последней конкурсной программы. А у меня после этих двух просмотров возникло много новых соображений про «Ванлав», и в частности, мне вдруг стала видна его многозначность, как это было и с Вариной «Анной. Кошки-мышки», вокруг которой все время клубились споры. В «Ванлав», мне кажется, почти нет зазора между реальным и воображаемым, мы во многих ситуациях не понимаем, что происходит реально, а что видится испуганной героине. Как и в финале, где она, изнасилованная «гостями», превращается в бешеную пантеру и рвет всех на куски, а потом падает без сил. Что это было? Действительно ли все мертвы и значит теперь полиция, вызванная соседкой, уведет героев в тюрьму из разгромленной квартиры? Да живы ли сами герои, или то, как они, прижавшись друг к другу, взлетают под торжественную музыку над грудой тел - это уход за пределы земной жизни? А может быть такое превращение жертвы в убийцу – реванш, о котором она только мечтает, как, мне кажется, было в «Анне»? В общем, как и всякое хорошее кино, «Ванлав» стоит пересматривать, находя в нем каждый раз новое. А тема постоянной угрозы, разлитой в воздухе российской жизни – на улице, в доме, в собственной квартире, - как и разговор про насилие, рождающее насилие, оказались весьма актуальны.
Трейлер фильма "Ванлав", режиссерка Варя Яковлева
Есть еще два особых приза короткометражного жюри. Приз Golden Zagreb за креативность и инновационность художественных достижений получил фильм «Scale» британского режиссера Joseph Pierce, снятый в копродукции четырех стран. Это экранизация рассказа Уилла Селфа о писателе-наркомане, потерявшем чувство масштаба и под действием веществ чувствующего себя то гигантом, то таким крошечным, что дочери могут взять его на руки, будто игрушку. Героя кидает от чувства вины перед семьей до раздражения домашними, он понимает, что у него билет в один конец, а переплетение вен, в которые он целится шприцем, напоминает ему шоссе, проезжая по которому он однажды понял, что потерял себя. Пирс делает анимацию, используя ротоскоп, но бесконечно меняет и искажает картинку, особенно лица, это хорошо работает для демонстрации колеблющегося разума героя, а мне сразу напомнило старый фильм режиссера «Семейный портрет», где лица и взаимоотношения членов добропорядочного семейства вот так же уродовались и проявлялись под камерой в студии фотографа.
Трейлер фильма «Scale», режиссер Joseph Pierce
Еще один важный приз жюри – Zlatko Grgić Award за лучший первый фильм, снятый после обучения, получил режиссер из Франции Stephen Vuillemin с картиной «A Kind of Testament». Это фантастическое кино, триллер, не лишенный иронии, снятый очень нарядно, ярко и несколько гламурно, к тому же демонстрирующий любовь автора к лихим жанровым поворотам. В рассказанной истории героиня обнаруживает в интернете зарегистрированный на свое имя сайт, полный маленьких анимированных видео, основанных на ее же видео и фотографиях из социальных сетей. Выясняется, что аниматором была полная тезка героини, годящаяся ей в матери и больная раком. Лишь только объявившись, странная женщина умирает. А мы понимаем, что все, что мы смотрим – и есть набор коротких видео с фантастическим поворотом, где у беременной героини муж – скелет, а умершая тезка возвращается прямо в ее тело в виде лица на затылке, чтобы сделать важное прощальное завещание. «Не принимай неверных решений, о которых будешь жалеть потом! - вопит она из-под волос, обливаясь слезами и потом, - когда ты выбирала, что купить, туфли или пальто, надо было брать пальто! Между сэндвичем и салатом надо было выбрать салат!». Все это становится смешно, но потом получает еще пару сюжетных твистов, так что к финалу у зрителя голова идет кругом.
Трейлер фильма «A Kind of Testament», режиссер Stephen Vuillemin
Теперь о специальных призах. Хьюго Коваррубиас отдал свой голос тайваньскому фильму «Compound Eyes of Tropical» режиссера Zhang Xu Zhan. Не удивительно, что кукольник Коваррубиас оценил изобретательный стоп-моушн и эффектность азиатской сказки про мышиного оленя, который пересекает реку по головам крокодилов. Видно, что кино вдохновлено не только сказкой, но и разнообразными азиатскими праздничными ритуалами (мне оно напомнило соревнование из полнометражного китайского мультфильма «Танец льва», который мы показывали на БФМ-22). Снято с очень красивым и таинственным светом, куклы сделаны из материалов, большинство из которых выглядят природными, но по ритму мне показалось несколько заунывно, особенно для такого длинного хронометража – 17 минут. Кстати, этот режиссер четыре года назад уже получил спецприз Загреба за фильм «Si So Mi», сделанный в похожей манере.
Трейлер фильма «Compound Eyes of Tropical» режиссера Zhang Xu Zhan
Таль Кантор выбрала для своего спецприза фильм «The World's After», снятый Florentina Gonzalez. Я о нем уже писала – это симпатичная романтическая комедия с элементами абсурда, где главные и единственные герои – призраки в разрушенном постапокалиптическом мире. Будущее в нем выглядит не так уж страшно. В отличие от настоящего. Хиско Хальсинг отдал свою награду украинско-немецкой картине «Mariupol. A Hundred Nights», снятый Sofiia Melnyk и частью построенный на анимированных коллажах из документальных фотографий разрушенного города, а частью – на рисунках девятилетнего мальчика. И сопровождается мощным саундтреком Volodymyr Rudenko "Passerby, Kolesa" на стихи Василия Стуса. Анета Озорек выбрала венгерско-словацкий фильм «The Garden of Heart \ A szív kertje» снятый Olivér Hegyi и это один из моих фаворитов в программе. Робкий герой ждет перед дверью собеседования в Академию изящных искусств, он очень боится и пытается отвлечься. Он представляет себе цветущий сад, в котором буквально все с ним разговаривает: букашки, цветы, крот, гусеница с головой инопланетянина, но все эти сюрреалистические речи - голоса в его голове, сомневающиеся, что он может поступить в Академию с такими наивными рисунками. И, конечно, экзаменаторы назидательно объясняют, что его рисунки как у ребенка, а художник – это профессия, которой учились веками и т.д., в общем, классический спич педагога-традиционалиста, который все слышали не раз по разным поводам. Прелесть этого фильма в том, что весь его дизайн, наивный и яркий, действительно сделан как будто детской рукой и поэтому выглядит очень выразительно. Как только я его увидела, я сразу вспомнила дипломный фильм Оливера с таким же остроумным дизайном, пять лет назад тоже получивший специальное упоминание в Загребе, - "Take Me Please", роуд-муви героя, пытающегося пережить разрыв. Наверное, «Сад сердца» для режиссера был прежде всего фильмом о сомнениях, неуверенности в себе, но мне кажется важной вот эта тема, связанная с профессией художника (или другой творческой), для которой не существует единых критериев, но все равно учебные заведения настаивают на некоем стандарте, который, судя по всему, совершенно не работает в искусстве, а разве что в индустрии.
Трейлер фильма «The Garden of Heart \ A szív kertje», режиссер Olivér Hegyi
И, наконец, Вук Евремович отдал свой спецприз японскому фильму «Our Pain», снятому Shunsaku Hayashi, как независимое кино. Мне нравится этот режиссер, прежде всего как художник с каким-то удивительным ощущением текстуры, тактильности. В фильме он исследует телесную боль, зуд, который невозможно унять, эту тему в последнее время я встречаю не так редко, видимо, аллергиков стало много, а зуд и боль – всегда сильные метафоры. Тут трещины на коже сравниваются с заломами на старых фотографиях, кожная короста напоминает растрескавшуюся сухую землю, раны в теле становятся точками входа другого. Кино это, как и прошлый фильм режиссера, тоже бравший много призов, «Leaking Life», рассматривать интересно, но и мучительно, а медленный ритм и хронометраж 16 минут, это усугубляет. Возможно намеренно.
Трейлер фильма «Our Pain», режиссер Shunsaku Hayashi
Второе фестивальное жюри (всего их пять) выбирает лучших в студенческом конкурсе и в национальной программе хорватской анимации. В это жюри входили прошлогодняя лауреатка Гран при Анимафеста из Португалии Laura Gonçalves, специалист по чешской анимации и фестивальный программер Pavel Horáček и хорватская режиссерка и специалистка по комиксам Irena Jukić Pranjić. Лучшим фильмом хорватского конкурса назвали хорватско-эстонскую картину «Eeva», снятую уже успевшими прославиться учениками Пярна Lucija Mrzljak и Morten Tšinakov и начавшую фестивальное путешествие этой весной с Берлинале. «Ева» входила и в международную программу и, мне кажется, была одной из самых сильных картин конкурса, соединив фирменную для этой режиссерской пары абсурдность ситуаций и мрачный юмор с загадочным и несколько надрывным сюжетом, плюс - элементы нуара и даже детектива. История крутится вокруг Евы (вообще женские сюжеты сегодня идут первым номером), у которой нелепо погиб муж, выпав из окна, возможно по ее вине. И вот теперь героиня переживает утрату и вину в окружении совершенно одинаковых, бессмысленных, сентиментальных и послушных мужчин и кажется среди них единственной настоящей, жесткой, сильной и живой. Впрочем, жизнь ей уже не нужна.
Трейлер фильма «Eeva», режиссеры Lucija Mrzljak и Morten Tšinakov
Специальное упоминание в хорватском конкурсе заслужил фильм Martina Meštrović «Her Dress for the Final» в котором худая старая женщина, грубовато-выразительно нарисованная среди трехмерной реальности квартиры, - решает примерить свое белое свадебное платье, которое по-прежнему ей по размеру. А потом берет и перекрашивает его в черный, чтобы в нем можно было и в гроб лечь.
Трейлер фильма «Her Dress for the Final», режиссерка Martina Meštrović
Главный приз в студенческом конкурсе получил венгерский фильм, о котором я уже писала в репортаже с фестиваля Tricky Women / Tricky Realities – «Above the Clouds \ Felhők felett» - ироническая история разрыва и новой любви, снятая Vivien Hárshegyi, дипломницей Moholy-Nagy University of Art and Design, который в последние годы выпускает отличных режиссеров, а вместе с тем совершенно нестандартных, смелых художников. Кажется, я об этом уже говорила, но можно и повторить, если есть повод.

Специальных упоминания в этой категории два. Первое получил японский фильм «Sewing Love » дипломницы Xu Yuan из Tama Art University, сказка о любви-манипуляции, требующей подчинения и благодарности. Этот фильм есть в сети целиком.
Фильм «Sewing Love», режиссерка Xu Yuan, Xu Yuan
Второе специальное упоминание получил фильм «Fur» режиссерки Zhen Li, дипломницы California Institute of the Arts. Об этой картине я тоже уже писала, это тоже девичья подростковая история. Тут впечатляющая анимация и дизайн в большой степени построенны на ощущении отталкивающем, раздражении от лезущего в глаза мусора, волосков, шерстинок. Последние годы показали, что «отвратительное» по-прежнему сильно работает, и студенты не боятся делать акцент на неприятном, даже гадком, желая вызвать ответную реакцию зрителя. Вот сделанный для Санденса рассказ режиссерки о съемках с фрагментами фильма.
Рассказ о фильме «Fur» режиссерки Zhen Li
Что касается конкурса фильмов для детей, то победителей его в Загребе определяет детское жюри и я уже не раз писала, что считаю это неправильным, как если бы все конкурсы судили профессионалы, а один – зрители (а детское жюри и есть зрительское). Таким образом ценность приза и интерес к нему в глазах профессионалов весьма невысокие, что и подтвердило в этом году отсутствие интереса к главному призеру детского конкурса, которым тоже стал фильм из России. Лауреатом детское жюри, в которое входили две девушки-подростка, два мальчика 7-8 лет и пятилетняя девочка, - выбрало снятую на Союзмультфильме сказку Ольги Титовой «Носки для звезды» (я о ней уже писала в репортаже с Суздальского фестиваля). Принимал фильм зал младших школьников прекрасно и, конечно, добавило интереса то, что Ольга принесла на Q&A после сеанса своих кружевных персонажей. Специальное упоминание дети отдали французской картине из программы для старших (15+) «Let's Rol a Décale», снятой во французской киношколе Pôle 3D большой группой дипломников: Chloé Musa, Annabelle Tamic, Alexandre Terrier, Louis Lukasik, Yann Laurent, Camille Flinois, Philip Gonçalves. Это история про очкарика, поехавшего с друзьями на большую вечеринку и обалдевшего от хаоса людей, вещей, музыки, вина. Фильм получился нарядным, но таким же беспорядочным, как та самая вечеринка.
Трейлер фильма «Let's Rol \Ça Décale», режиссеры: Chloé Musa, Annabelle Tamic, Alexandre Terrier, Louis Lukasik, Yann Laurent, Camille Flinois, Philip Gonçalves
Не могу не сказать, что мои фавориты были другие и мой любимый фильм в детской программе (хотя вообще-то там много было хорошего) – «Princess Aubergine» Дины Великовской. Фильм основан на детской книжке с картинками "Où es-tu la princesse" авторов Florian Oger и Irina De Assuncao, но выглядит совершенно оригинально. Дина построила трехмерный мир из бумаги и поселила в нем рисованных в 2D анимационных героев – это соединение выглядит очень симпатично, но главная прелесть в нюансах. Традиционная сказка про королевскую семью, которая горевала, не имея детей, а потом усыновила найденную девочку, хороша именно своими подробностями. Дело в том, что в этом королевстве, а также в соседних, где живут друзья-короли, у всех очень много детей и носят они их – и мамы, и папы - в многочисленных кармашках, как кенгуру. А у главных героев детей нет и нежный король-садовод раз за разом пытается вырастить ребенка в кармашке платья королевы, насыпав туда землю и посадив зернышко (все детали взаимоотношений любящей королевской семьи, как и любви к детям у других героев так хороши, что постоянно вызывают умиление). Но из этих зерен вырастают то помидоры, то баклажан, то капуста. А меж тем совсем рядом ходит очень самостоятельная, но беспризорная девчонка, спит в лесу, дружит с медведем и на площадях показывает с ним фокусы за конфеты.

Трейлер фильма «Princess Aubergine», режиссерка Dina Velikovskaya
И последний конкурс короткого метра на Анимафесте – для фильмов виртуальной реальности. Судили его австрийский режиссер и медиа художник Reinhold Bidner, израильско-датская художница и режиссерка Michelle Kranot, и исследовательница, экспертка и кураторка анимационных программ из Италии Andrijana Ružić. Главный приз они отдали французскому независимому фильму режиссерки Mélanie Courtinat «All Unsaved Progress Will Be Lost». Фильм основан на рассказе женщины, отказавшейся эвакуироваться из своей деревни после Чернобыля, взятом из книги Алексиевич. Надев VR шлем, мы оказываемся под бетонным мостом среди цветущего поля, видим бегущих животных и вокруг постепенно встает угрожающий черный город. Само признание появляется, как строчки текста, которые возникают вдали и летят на нас, причем сохраняется интрига, и, если не знать, в чем дело, то до самого конца непонятно, что такое страшное произошло. Материал, конечно, сильный, но кино мне не показалось очень интересным, тем более что все самое важное тут – в тексте, которого очень много, и он летит на тебя с такой скоростью, что ты либо не успеваешь читать, либо не видишь, что происходит вокруг.
Трейлер фильма «All Unsaved Progress Will Be Lost», режиссерка Mélanie Courtinat
Специальное упоминание досталось фильму, который мне понравился гораздо больше - «From the Main Square» живущего в Германии бразильского режиссера Pedro Harres. Надевая шлем виртуальной реальности, вы оказываетесь на центральной площади некоего населенного пункта, окруженного амфитеатром гор. Население тут разное: кто молится своим богам, кто строит жилье, кто готовит еду на костре или играет с животными. Дизайн очень простой и ироничный, но смотреть увлекательно потому, что происходящее полно деталей и безостановочно меняется, а с помощью джойстика вы можете навести лупу и увидеть любой фрагмент крупно. Еще время от времени то там, то сям возникает большая рука, обращающая ваше внимание на некий эпизод, и, щелкнув пальцами с помощью того же джойстика, вы запускаете важное событие. А вокруг цивилизация пожирает мирную жизнь, дома строятся все выше, вражды становится все больше, вокруг смерти, пожары, войны, наступление тоталитаризма – все это происходит неостановимо, с мрачным юмором и без надежды на счастливую развязку.
Трейлер фильма «From the Main Square», режиссер Pedro Harres
На этом я остановлюсь, а про своего фаворита в этой программе расскажу в одной из следующих частей загребского блога.

До встречи!
Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ