Загребский фестиваль 2023
Часть 2.
Короткий метр (конкурс и панорама) и VR

Кадр из фильма «The Waiting», режиссер Volker Schlecht
Первую часть блога можно прочесть по ссылке: Загребский фестиваль 2023. Часть 1. Победители
Вторую часть блога посвящу короткометражкам, которые мне показались интересными, как конкурсным, так и внеконкурсным из программы «Международная панорама», поскольку в ней тоже было немало хорошего.

Начну с конкурса. «Dog Apartment» эстонца Priit Tender, в этом году триумфально идущий по фестивалям (в мае в Штутгарте он получил Гран при) – один из моих фаворитов в программе и, по-моему, лучший фильм Тендера. Я много видела его картин – и кукольных, и рисованных – знаю его тягу к мрачному юмору и туманно-загадочным историям, в которых непросто разобраться. В «Собачьей квартире» все это тоже есть, но все же фильм дает возможность себя интерпретировать и даже сочувствовать герою. На этот раз Прийт снял кукольное кино, напоминающее о постсоветской разрухе. Его герой – спившийся бывший артист балета Сергей, очень похожий на Сержа Генсбура. Сергей живет в доме при деградировавшем провинциальном колхозе, в странной живой квартире с повадками злой собаки, постоянно требующей еды. И на раздолбанной машине по бездорожью ездит к похожему на сломанного пупса инвалиду-мяснику за сосисками, а в качестве платы бывшая звезда балета должен станцевать перед коровами, у которых от этого повышаются надои (Прийт говорил, что, сочиняя танец в коровнике, вдохновлялся Нуреевым). В фильме отличная анимация и много изобретательных деталей, позволяющих фантазировать на тему настоящего и прошлого героя, но главное – это возможность подключиться к нему, почувствовать тоску и безнадежность жизни, пущенной под откос.
Трейлер фильма «Dog Apartment», режиссер Priit Tender
Еще один важный, особенно для нас, фильм конкурса – «The Master of the Swamps» \ «Повелитель болот» Саши Свирского, снятый уже в Германии. Этот фильм формально входит в новый проект «Великие русские злодеи», соединяющий десять коротких мультфильмов разных режиссеров о знаменитых властных фигурах прошлого – правителях, полководцах и пр., как, например, Екатерина Великая, Александр Невский или Александр Суворов - в официальной истории считающихся героями, собирателями земель, несущими в Россию благоденствие и просвещение, а на деле строивших империю на крови своего и других народов. В целом проект этот, на мой взгляд, не слишком удался: двухминутные мультики большей частью на основе стихов в скоморошьем духе, мало что объясняют, а только «обзываются». Но Саша, как всегда, сделал кино без оглядки на других: увеличил хронометраж, самостоятельно сделал исследование по теме, подобрал цитаты, написал текст и даже сам начитал его, убедительно объясняя, что Петр I строил Петербург и открывал «окно в Европу», оставляя за собой трупы людей, которых он считал тупым и бессмысленным расходным материалом. Мне кажется, для Сашиного кино, с его прихотливым изображением и поэтически загадочным строем, это новый шаг и новая задача: он пытается быть предельно понятным и настойчивым в объяснении своей мысли, чего никогда не было раньше. И дизайн с анимацией в его фильме, хоть по-прежнему текучи и причудливы, строятся на очень ясных метафорах слепых лиц, изломанных тел и крови.
Фильм «The Master of the Swamps» \ «Повелитель болот», режиссер Саша Свирский

Фильм южноафриканской режиссерки Naomi van Niekerk «Box Cutters» - это экранизация одноименного стихотворения Ронельды Камфер и вместе с тем документальная история. Наоми обычно работает с поэзией и при том, что стихи она выбирает обычно печальные, растущие из бедной жизни южноафриканских окраин, в ее песочной анимации всегда есть воздух и нет жесткости, тяжести, видимо еще и благодаря сыпучей технике. Это кино - воспоминание Ронельды Камфер о себе, девочке-подростке из Йоханнесбурга, на которую утром по дороге из магазина напали трое мужчин с резаком в руках, и успели ранить ее, приставив нож к горлу. Спасло девчонку только то, что она закричала, увидев проезжавшую мимо машину, так что насильники испугались и убежали, впрочем, машина не остановилась. Но когда героиня пришла домой и рассказала все бабушке, та сказала: иди обратно в магазин за хлебом. Жизнь в страхе и постоянной опасности привычна и должна продолжаться.
Трейлер фильма «Box Cutters», режиссерка Naomi van Niekerk
Для меня один из самых удивительных фильмов конкурсной программы – «The Waiting» немецкого режиссера Volker Schlecht, того самого, который семь лет назад стал известен своим строгим и графически изящным анимадоком «Сломленные» о судьбах женщин, прошедших через страшную восточногерманскую тюрьму Хохенек. «Ожидание» - тоже анимадок, в основе которой научная и даже более широкая экологическая тема, но он строится, как детектив. В подзаголовке даже указано: "A crime story, told by Karen Lips". Рассказчица, известная ученая, исследовательница амфибий, говорит о каких-то особенных лягушках, которые жили в тропических лесах Коста Рики и были предметом ее научного изучения, а потом стали исчезать. Выяснилось, что их, а также многих других амфибий по всей планете убивает неведомая болезнь, вирус которой распространяют люди в своих путешествиях с континента на континент, торгуя животными или продуктами. Предмет, казалось бы, довольно специальный, но рассказ исследовательницы звучит вдохновенно и даже поэтически, она восхищается красотой живых созданий, как произведений искусства, горюет об их гибели и остается в растерянности перед виной человека в обеднении мира. Рассказ этот воспринимается, как что-то гораздо большее, чем история об исчезновении одного из видов лягушек, он ведет к большему, к пониманию грядущей смерти всего живого. Шлехт, как художник и режиссер, работает с этим текстом в манере, напоминающей «Сломленных» - он иллюстрирует рассказ, но не впрямую, а метафорически, при этом играя с приемами научно-популярного кино – таблицами, схемами, анатомическим атласом, добавляя аналогии из техники и многого другого. Причем само движение его суховатого рисунка оставляет след, отчего мы как бы видим его начало и конец (как в анимации Кентриджа) и это усложняет изображение, которое и само по себе выглядит изысканным благодаря хрупким глазастым лягушкам и их танцевальной пластике.
Трейлер фильма «The Waiting», режиссер Volker Schlecht
Еще один мой фаворит – «Rosemary A.D. (After Dad)» американца Ethan Barrett, смешное и трогательное кино, где Этан рассуждает о том, что ждет его новорожденную дочку Розмари, если он прямо сейчас, измученный депрессией и сомнениями, покончит с собой. Вариантов много: от того, что она станет великой ученой до того, что станет наркоманкой и помрет под мостом. В конце концов он решает отказаться от мысли о суициде и заставить себя пойти на терапию и когда-нибудь уже выйти на работу. Звучит все это невесело, но анимация цветными карандашами в духе детского рисунка выглядит так забавно и всеми своими грустными размышлениями Этан делится с таким юмором и обезоруживающей откровенностью, что устоять невозможно (в фильме все названы своими именами и дали героям свои голоса, включая крошку Розмари, есть даже могильный камень «Этан Барретт 1987-2021. Муж и отец»). Удивительно, кстати, как может быть автор не похож на свое кино: Баррет приехал в Загреб с женой и производил впечатление хрестоматийного американца – уверенного в себе парня с ослепительной улыбкой во все 32 зуба.
Трейлер фильма «Rosemary A.D. (After Dad)», режиссер Ethan Barrett
Ну и еще один мой любимец - полутораминутный «Ikimono-san: Turtle» Atsushi Wada. Это очередная короткометражка, сделанная Ацуши Вада на основе его игры «My Excercise» про мальчика и собаку. Эпизод «Чепаха» - прелестная и как всегда абсурдная история про то, как мальчик предложил черепахе на время поменяться: она ему панцырь, а он ей – трусы.
Промо сериала «Ikimono-san», режиссер Atsushi Wada
Продолжаю о фильмах в конкурсной программе, которые показались мне интересными.

Французский фильм «Love Me True», для которого режиссерка Inés Sedan адаптировала радиорепортаж Алена Левковича "Love me Tinder", рассказывает от лица не уверенной в себе девушки историю ее взаимоотношений с токсичными мужчинами, найденными через сайт знакомств. Причем голос героини реальный, он взят из ее радиоинтервью. История вполне рядовая: девушка с комплексами соглашается на все, даже на то, что ей не нравится, в надежде на любовь, и вторым главным героем фильма, кроме нее, оказывается телефон – проводник ее бед и мечтаний. Но меня захватило не столько само кино, сколько его цветовое решение – мелькание флюоресцентно зеленого, фиолетового, красного - ослепительно яркое, будто под световыми фильтрами на танцполе.
Кадры из фильма «Love Me True», режиссерка Inés Sedan
Фильм «Y» хорватской режиссерки Matea Kovač – начинается как исследование формы, потом переходит в наброски обнаженного женского тела и постепенно превращается в мастерскую и страстную графику, фиксирующую воспоминания о любви между двумя женщинами. Любви, которая осталась в прошлом.
Кадр из фильма «Y», режиссерка Matea Kovač
«It's Nice in Here» режиссера из Голландии Robert-Jonathan Koeyers был в прошлом году на Берлинале и в Каннах, входил в шорт лист Оскара, но в оскаровские номинанты не попал, что удивительно, поскольку он хорошо работает с актуальной темой BLM. История, в центре которой застреленный полицейским мечтательный чернокожий подросток, рассказана с двух сторон, как бы отвечающих на вопросы следствия. С одной стороны молодой полицейский, счастливый отец и муж, совсем не зубр, а сомневающийся, паникующий и до сих пор не понимающий, как он мог выстрелить в мальчишку, приняв его за вооруженного нарушителя в магазине. С другой – растерянная девочка, подружка погибшего пацана, свидетельница смертельного выстрела. Она рассказывает, что у мальчишки, когда он волновался, всегда шла носом кровь, вот и тогда, увидев наставленный на него пистолет, он полез в карман худи за платком, но был убит (как мы понимаем, испуганный полицейский решил, что он полез за оружием). История снята совсем просто и по дизайну, и по режиссуре, чередуя эпизоды с рассказами с разных сторон, но удивительным образом без ярости, а скорее с печальной констатацией положения дел: если родился черным, ты заведомо под подозрением.
Трейлер фильма «It's Nice in Here», режиссер Robert-Jonathan Koeyers
Португальский фильм «Quase Me Lembro / Almost Forgotten» режиссеров Miguel Lima, Dimitri Mihajlovic (а португальская анимация сейчас выглядит очень перспективно, в ней начали происходить интересные вещи) – это туманные воспоминания женщины о загадочных разговорах, слышанных в детстве в дедовском доме. Неясность и обрывочность этих воспоминаний проявляется через стильное расплывающееся черно-белое изображение (в анимационной технике фильма соединяются цифровая и аналоговая живопись) и блуждающий ход по комнатам большого пустого дома. Мы понимаем, что кто-то сильный хочет отнять построенный дедом дом, но старик в гневе не желает его отдавать. И в финальных кадрах мы как будто издалека видим пылающее здание: «Не доставайся же ты никому».
Трейлер фильма «Quase Me Lembro / Almost Forgotten», режиссеры Miguel Lima, Dimitri Mihajlovic
В поисках сильнодействующих средств авторская анимация обращается не только к отвратительному, о чем я писала, но и к страшному, кровавому. В этом ничего нового нет, но в Загребской программе нынешнего года такого было больше, чем обычно. Забавно придуманный «Paralelos / Parallel» испанского режиссера Sam Orti окружает героя, над которым устраивают разнообразные садистские эксперименты, кукольными чудовищами. В конце концов выясняется, что все эти ужасы происходят в воображении человека, как реакция на наркотик. По-моему, этот фильм создан быть хитом интернета.
Трейлер фильма «Paralelos / Parallel», режиссер Sam Orti
А в хорроре режиссера из Бразилии Ricardo Kump «O Cacto / The Cactus» по рассказу "Ser polvo" Santiago Above, героя после таинственного укола парализует посреди пустыни, и пока птицы рвут его тело и выклевывают глаза, он постепенно превращается в кактус. Я не специальный поклонник ужасов, но в фильме «Кактус», снятом в 2D, очень интересное изображение – с богатой текстурой и элементами коллажа.
Кадры из фильма «O Cacto / The Cactus», режиссер Ricardo Kump
Ну и конечно, интересно, что стали появляться фильмы, сделанные с помощью искусственного интеллекта. Некоторые фестивали пока отказываются брать такие работы в конкурс, не решив, как их следует оценивать, но Анимафест, видимо, приняв, что AI такой же инструмент в руках художника, как и прочие, не стал протестовать (как раньше тут не отказывались брать в конкурс фильмы на основе машинима). Правда пока то, что мы видим из сделанного с помощью искусственного интеллекта, скорее «видовое». Показателен в этом смысле «PLSTC» французского режиссера Laen Sanches, полутораминутный ряд из морских существ, запутавшихся в пластиковых пакетах и прочем мусоре, которым люди засоряют океан. Надо сказать, тему загрязнения океана аниматоры очень любят, она всегда выглядит эффектно и позволяет продемонстрировать умения в цифровом 3D. Есть по крайней мере два студенческих фильма, обошедших все мировые фестивали с картинами на эту тему: французский «Hybrids» и немецкий «The Beauty».
Трейлер фильма «PLSTC», режиссер Laen Sanches
Теперь о внеконкурсной «Международной панораме», в которой часто можно увидеть яркие фильмы, по каким-то причинам не увлекшие отборщиков основной программы, но достаточно интересные, чтобы показать их зрителям. Вот, например, в этом году в панораме показали «Amok» венгерского режиссера Balázs Turai, в прошлом году взявший Гран при в Анси. Этот фильм - кошмар героя, которого некий кровавый демон в виде гнома в красном колпачке, лишает возможности быть счастливым. В тот самый момент, когда к счастью остается только руку протянуть, гном, которого видит только герой, является неведомо откуда и разрушает все. И только к концу мы понимаем, что гном, преследовавший его с детства, а до того – его родителей, был у героя внутри, он сам был человеком, разрушающим свое счастье, как, впрочем, и все вокруг, включая новую избранницу с кровавой гномихой внутри. История действительно неплохая, но впечатление она производит в первую очередь благодаря остроумному дизайну, ритму и особенно цвету – сумасшедшему красно-розовому, заливающему экран.
Трейлер фильма «Amok», режиссер Balázs Turai
Фильм, который я особенно ждала на Анимафесте – «Hardly Working» австрийской группы «псевдо-марксистских медиапартизан» «Total Refusal», работы которой вмешиваются в известные компьютерные игры, чтобы интерпретировать их по-новому - парадоксально и критически. Это всегда бывает очень неожиданно, остроумно и умно, позволяя увидеть что-то принципиально иное за «стрелялкой» или приключениями. В этот раз они выбрали знаменитую игру Red Dead Redemption 2, сделанную в духе вестерна с событиями, происходящими на рубеже XIX-XX веков и построили фильм на наблюдении за неигровыми персонажами, населяющими мир «Red Dead» ради общей убедительности, и действия которых определяются заложенной программой, а не игроками. «Total Refusal» берут с заднего плана игры четырех рабочих персонажей: плотника, конюха, дворничиху и прачку и рассматривают их жизнь, выглядящую, как ряд бесконечно повторяющихся действий, подробно и крупно, как их никогда не видит игрок. Авторы пишут: «Это сизифовы машины, чей рабочий распорядок, модели деятельности, а также ошибки и сбои рисуют яркую аналогию с работой при капитализме». Комментарий, которым сопровождает закадровый голос наблюдение за персонажами, звучит очень смешно, но аналогия с нанятым работником при капитализме, звучит убедительно. Без конца, с утра до вечера, герои выполняют некую работу, но результатов этой работы не видно и кажется, что результаты им безразличны. Они забивают гвозди, стирают, убирают, таскают мешки, но назавтра все оказывается в прежней позиции. Когда у них нет работы, они дезориентированы, они плохо создают комьюнити, у них нет семей и вся их жизнь днем и ночью происходит в общественных пространствах, в то время как герои классом выше на ночь уходят в дома. Особенно меня впечатлило финальное рассуждение, основанное на наблюдении за конюхом, который по вечерам напивался в баре, а потом всю ночь бессмысленно болтался по округе. В это время он не работал, не ел и даже не спал, чтобы восстановиться к следующему рабочему дню, и, - как говорит комментатор, - его безделье можно, конечно, считать, багом, а можно - радикальным жестом. При капитализме время работника принадлежит тому, кто его купил, а бездельник – просто крадет время. И топчущийся всю ночь в кустах конюх отнимает у класса имущих контроль за его временем. Значит организованное и синхронизированное коллективное безделье может изменить реальность – избавить будущее от террора постоянного присутствия, - заключает команда «Total Refusal» и это звучит как призыв.
Трейлер фильма «Hardly Working», режиссура группы «Total Refusal» (Susanna Flock, Adrian Jonas Haim, Jona Kleinlein, Robin Klengel, Leonhard Müllner and Michael Stumpf)
Из лучших фильмов панорамы – «Koniunkcja / Misaligned» польской режиссерки Marta Magnuska. Я помню ее отличные короткометражки, снятые еще в Лодзинской киношколе «Foreign body / Ciało obce» (2016) про взросление, когда само тело начинает тобой владеть и манипулировать. И «Inny» (2018), актуально звучащая сегодня картина о коллективном страхе и неприятии другого. Новый фильм Марты - о семье, где партнеры чувствуют себя чужими и как будто не видят друг друга. Женщина кружит вокруг мужа как муха, но он уткнулся в телефон и не видит ее, отмахиваясь, будто от насекомого – вот-вот прихлопнет. Женщина в очках, за которыми не видно глаз, кажется похожей на геккона, сидящего рядом в террариуме, следя за мухами. Женщина на кухне, у нее в руках нож, она кажется опасной. Люди и насекомые выписывают все более сложные траектории по комнате, тревога нарастает, но ничего не случится – супруги столкнутся и разойдутся, будто не узнав, кто перед ними.
Трейлер фильма «Koniunkcja / Misaligned», режиссерка Marta Magnuska
В программе Панорамы был фильм «La Saison pourpre» / «The Purple Season» французской режиссерки Clémence Bouchereau, перед тем участвовавший в Каннском фестивале. Клеманс недавно выложила в интернет свой предыдущий фильм о старушке, держащий андерграундный кинотеатр "Chloé Van Herzeele", он был снят в технике сыпучей анимации песком, позволяющей создать эфемерность изображения, так подходящей истории о пожилой киноманке. Для «Пурпурного сезона» Клеманс нашла еще более редкую и «тающую» технику – игольчатый экран Алексеева\Паркер. Вернее, сама история возникла благодаря этой технике, которую режиссерке удалось попробовать на мастер-классе. История выглядит сказочно и довольно туманно: на некоем острове у воды живет большая группа маленьких почти одинаковых голых девочек, похожих на эльфов. Старшая из них, подросткового возраста, умеет затаиться под водой и ловить диких гусей, чтобы кормить всех. Следующая за ней по возрасту, научилась делать лук со стрелами и теперь борется со старшей за главенство. В финале фильма к старшей приходит первая менструация, она еще не понимает, что это такое, но похоже, что это некий порог, означающий взросление, после которого она не сможет здесь быть, словно на острове Neverland, где жил Питер Пэн с другими детьми. Другая ассоциация, которая приходит в голову в момент соперничества девочек – «Повелитель мух» Голдинга, так и ждешь, что прольется кровь, но ничего этого не происходит, фильм остается маленькой зарисовкой о взрослении девочек.
Трейлер фильма «La Saison pourpre» / «The Purple Season», режиссерка Clémence Bouchereau
Еще на меня произвела впечатление явная актуальность фильма «Lullaby» беларуского режиссера Ivan Gopienko, снятый уже в Польше, где Иван живет с 2022 года. Кино строится на метафорах депрессии одновременно мрачных и огненных, я думаю, эта «колыбельная» сегодня созвучна настроению многих эмигрировавших и оставшихся как в Беларуси, так и в России.
Трейлер фильма «Lullaby», режиссер Ivan Gopienko
Как всегда, складываю в свою копилку анимадок, которого в Загребской программе обычно не очень много. Из Панорамы я обратила внимание на два. Во-первых, «Biegen und Brechen» / «Make or Break» режиссеров Mike Plitt и Falk Schuster. Это история ребенка из ГДР, отобранного органами социальной защиты молодежи у матери из-за того, что она критиковала систему, и попавшего в детский дом в 11 лет. И дальше до 18 лет Алекса, сохранившего независимый характер и пытавшегося бежать и сопротивляться насилию, не раз в качестве наказания отправляли в жестокий следственный изолятор для несовершеннолетних Торгау. Сама по себе история одной из многих сломанных детских судеб Восточной Германии – очень страшная, но кино строится на ровном, не драматизирующем дизайне, соединяющем рисованную анимацию с коллажем и как будто просто информирующем зрителя о давно прошедших событиях. Действительно интересное в нем – фрагменты рассказа выросшего Алекса, но сам строй фильма, к тому же полного текстовых справок, глушит изначально хорошо придуманную драматургию (в конце мы понимаем, что взрослый Алекс, сегодня живущий с женой и тремя детьми, не вполне адаптировался). Самая близкая параллель к рассказу о тюрьме для подростков – давний фильм Volker Schlecht «Сломленные» о женщинах в гдровской тюрьме Хохенек, о котором я писала выше, но это сравнение не в пользу картины Плитта и Шустера (общее действительно находится – среди продюсеров фильма «Make or Break» тот же Александр Лал, который участвовал в фильмах Шлехта).
Трейлер фильма «Biegen und Brechen» / «Make or Break», режиссеры Mike Plitt и Falk Schuster
Второй анимадок, который показался мне интересным прежде всего темой – «Kultainen päänsärkijä» / «Golden Headacher» финской режиссерки Niina Suominen. В документальных монологах тут женщины рассказывают о своей ярости, агрессии, раздражении в общении с детьми, мужем, коллегами. Об усталости от домашней работы, невозможности побыть в одиночестве, которые вызывают неконтролируемую злость и о том, что всегда считалось, будто женщины должны не показывать своих эмоций. Изображение фильма практически не связано с темой разговора и его драматургией – это просто анимация разнообразных текстильных и декоративных фрагментов, заполняющее экран и никак не поддерживающее кино.
Кадр из фильма «Kultainen päänsärkijä / Golden Headacher», режиссерка Niina Suominen
А теперь коротко расскажу еще про один конкурс на Анимафесте – фильмов, использующих технологию виртуальной реальности. Для меня самым интересным экспериментом в программе был «I Horizon» британского режиссера Paul Bush. Я вообще большой поклонник Буша, его парадоксальной стоп-моушн техники «replacement animation» и интеллектуальных игр, так что мне было особенно интересно, как он обживется в цифровом мире, поскольку ясно было, что он придумает что-то необычное. Буш вместо синопсиса дал фильму «Я - Горизонт» поэтически-туманный эпиграф: «Ты никогда не прикоснешься ко мне, как бы далеко ты ни ушел. Ни один шаг не приблизит тебя, но каждый шаг умаляет тебя, даже если ты этого не видишь…». Надевая VR шлем, вы обнаруживаете себя в пустой туманной местности, из тумана выходят, проходят мимо вас и снова исчезают люди, выглядящие, как обычные городские прохожие, разговаривающие по телефону или друг с другом. Но удивительное дело: чем ближе они к вам и чем отчетливее вы их видите, тем меньше они кажутся, а, уходя далеко в туман, они становятся огромными. Законы перспективы тут действуют наоборот, и значит, вы и есть тот самый горизонт, двигаясь к которому все уменьшается.
Кадры из фильма «I Horizon», режиссер Paul Bush
Очень тронул меня фильм «Thank You for Sharing Your World» японского режиссера Yu Sakudo. Надевая шлем, вы оказываетесь в теле слепого подростка Такаши – в вашей голове звучит его голос, вы слышите то, что слышит он и видите то, что он может себе вообразить или вспомнить, поскольку в детстве он немного видел, но в младшем классе ослеп. На мой взгляд, возможность себя отождествить с другим, узнать мир через другого – одна из важных перспектив для VR (режиссер рассказывал, что завязывал глаза всей съемочной группе, чтобы было понятно, как ориентируется в мире не видящий человек). С Такаши в классе с младшей школы и до сих пор общается только Синдзи, он аутист и дружить с ним не просто, но все считают, что они друзья, хотя сам герой так не считает. В центре истории (фильм идет больше получаса) – то, как мама уговорила Такаши, пребывающего в мрачном расположении духа, пойти с Синдзи на праздник старинных паровозов. Они нуждаются друг в друге: Синдзи нужно быть в чьем-то сопровождении, а Такаши необходим проводник. Герой идет, стуча белой тростью по земле, этот стук рисует нам в темноте ориентиры (вообще предметы возникают вокруг Такаши только когда они издают звуки), и пока он в знакомых местах, он может достроить в голове, что находится вокруг него. Но потом он упускает Синдзи (тот, расстроившись, что Такаши сказал кому-то, что они не друзья, убегает), роняет трость, мокнет под дождем и совершенно теряет ориентацию, впадая в ужас и мрак. Вот этот момент, когда вы в полной темноте, не находя людей, которые могут вам помочь, не зная, как найти друга, за которого вы отвечаете, боясь сделать лишний шаг – действительно отчаянный. В счастливом финале мальчики, конечно, находят друг друга и мирятся, и Синдзи, восторгаясь шоу, не умолкая, рассказывает, что он видит, отчего герою кажется, что он тоже это видит, но сам тревожный опыт слепоты остается в памяти зрителя.
Рассказ о фильме «Thank You for Sharing Your World», режиссер Yu Sakudo
Фильм «Affiorare» / «Surfacing» итальянской режиссерки Rossella Schillaci – документальное кино с декоративными анимационными элементами. Мы оказываемся в тюрьме, где матери живут вместе с детьми, слышим рассказы женщин (но никогда не видим их лиц) и малышей, об их ощущениях, о мечтах и надеждах, видим охрану на полянке для детских игр. В целом это довольно традиционное документальное кино на важную тему, которому VR добавляет возможности путешествовать по мрачным помещениям тюрьмы, а анимация, сделанная вместе с детьми, поселяет в эти пространства нарядную морскую живность, которая делает темные коридоры подводным миром.
Трейлер фильма «Affiorare» / «Surfacing», режиссерка Rossella Schillaci
И еще один не вполне обычный фильм в этой программе (а VR пока новая технология и в ней сейчас многое делается впервые) – «Et møte mellom Munch og Ibsen» / «A Meeting between Munch and Ibsen» норвежского дипломника-бакалавра August Volden Skara. Реальную встречу Мунка и Ибсена, произошедшую во время выставки Мунка в художественной галерее Блумквиста в 1895 году и разговор художника с драматургом, взятый из дневников Мунка, Скара сделал в стоп-моушн (необычность в этом), и декорации тоже сделал с использованием архивов. Куклы, правда, по-моему, выглядят довольно смешно, особенно Ибсен со своими карикатурными бакенбардами, но сам фильм сделан вполне всерьез, практически как анимадок, и режиссер уже планирует снимать для разных музеев VR с куклами.
Рассказ и фрагменты фильма «Et møte mellom Munch og Ibsen» / «A Meeting between Munch and Ibsen», режиссер August Volden Skara
Вот и все на сегодня. В следующий раз расскажу про самые интересные фильмы для детей из конкурсной программы Анимафеста и про студенческие короткометражки.

Читайте в Блоге БФМ:
Показать еще
Блог БФМ